Юридическая консультация
Юридическая консультация

для жителей Москвы и Московской области

Наши преимущества и особенности
Профессионализм

В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет

Надежность

Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней

Узкая специализация

Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права

Скорость обслуживания

Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут

Услуги наших юристов и адвокатов

Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 68. Закона о Связи РФ. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области связи

1. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

2. Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению операторам связи и пользователям услугами связи в соответствии с гражданским законодательством.

3. Операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении двадцати четырех часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму, за исключением телеграмм, адресованных в поселения, в которых отсутствует сеть электросвязи.

4. Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение операторами связи обязанностей по пересылке или доставке иных регистрируемых почтовых отправлений определяется федеральными законами.

5. Работники операторов связи несут материальную ответственность перед своими работодателями за утрату или задержку доставки всех видов почтовых и телеграфных отправлений, повреждение вложений почтовых отправлений, происшедшие по их вине при исполнении ими должностных обязанностей, в размере ответственности, которую несет оператор связи перед пользователем услугами связи, если иная мера ответственности не предусмотрена соответствующими федеральными законами.

6. Оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.

7. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, пользователь услугами связи обязан возместить оператору связи причиненные ему убытки.

8. Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, при подключении и предоставлении иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг.

9. В случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.


Комментарий к ст. 68 Закона о Связи


1. Комментируемая статья устанавливает, что субъекты отношений в области связи могут быть привлечены к ответственности. Устанавливаются законодательством РФ случаи привлечения к ответственности и порядок, в соответствии с которым наступает уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Рассмотрим основания привлечения к уголовной ответственности и признаки составов следующих преступлений: незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ); приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (ст. 215.3 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); диверсия (ст. 281 УК РФ).

Средства связи могут выступать в качестве способа совершения преступления, когда использование средств связи в определенной законом сфере недопустимо и подпадает под нормы уголовного закона. Так, в соответствии со ст. 171.2 УК РФ организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Организация или проведение азартных игр считается преступной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи. Термины «средства связи», «подвижная связь», информационно-телекоммуникационные сети» определяются в ст. 2 комментируемого Закона, в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Средства связи могут рассматриваться как основной объект преступления. В ст. 215.3 УК РФ им является общественная безопасность в определяемой законодательством РФ области применения средств связи. Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 215.3 УК РФ, признаются интересы собственности, здоровье и жизнь человека. В соответствии с ч. 1 ст. 215.3 УК РФ разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений, наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объективную сторону образует вариативность деяния, а именно: разрушение, повреждение, приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств связи. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента разрушения, повреждения, приведения в негодное состояние средств связи, что повлекло или могло повлечь нарушение их нормальной работы. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 215.3 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. Субъект преступления может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Часть 2 ст. 215.3 УК РФ определила, что те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо в отношении магистральных трубопроводов, наказываются лишением свободы на срок до шести лет. Часть 3 ст. 215.3 УК РФ предусмотрены особо квалифицирующие признаки: деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 215.3 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Согласно ст. 266 УК РФ недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Объектом данного преступления является, в частности, безопасность эксплуатации средств связи. Предметом преступления в рассматриваемом контексте является средство связи (например, авиационные, метро). Объективная сторона — некачественный ремонт средств связи, т.е. такой ремонт средств связи, который не обеспечивает безопасность использования средств связи и приводит к:

  • причинению тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 266 УК РФ);
  • смерти человека (ч. 2 ст. 266 УК РФ) — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет;
  • смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 266 УК РФ) — наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Преступление является оконченным с момента наступления указанных в уголовном законе последствий: тяжкого вреда здоровью либо смертью лица или двух и более лиц. Обязательным признаком преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом средств связи и наступившими последствиями. Особенность состоит в том, что преступные последствия причиняются не субъектом рассматриваемого преступления, а лицом, который правомерно осуществляет использование недоброкачественно отремонтированных средств связи. Между тем эти обстоятельства не исключают наличие причинно-следственной зависимости — причина наступления общественно опасных последствий обусловлена причиной недоброкачественного ремонта средств связи.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной к наступившим последствиям. Мотивы недоброкачественного ремонта средств связи могут быть различны, не влияют на квалификацию, но подлежат учету судом при назначении наказания.

Субъектом в рассматриваемом контексте признается общий субъект, т.е. лицо, фактически осуществляющее недоброкачественный ремонт средств связи.

В соответствии со ст. 267 УК РФ разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет. Квалифицированные признаки состава преступления установлены:

  • за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет;
  • за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Объект преступления — безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, а равно транспортные коммуникации.

Объективная сторона преступления состоит в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных предметов; блокировании транспортных коммуникаций; преступных последствиях в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, смерти человека либо двух и более лиц; причинно-следственной связи между ними. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

С субъективной стороны отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 14 лет.

В соответствии со ст. 281 УК РФ совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. Квалифицированные признаки состава преступления установлены за:

  • те же деяния, совершенные организованной группой либо повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет;
  • деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 281 УК РФ, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Объектом диверсии выступают отношения, складывающиеся в процессе обеспечения экономической безопасности Российского государства. Предметом преступления выступают: предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения, характеризующиеся важным экономическим и оборонным значением.

С объективной стороны диверсия состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий (обвалов, затоплений и т.п.), направленных на уничтожение или повреждение объектов, относящихся к предмету преступления. Состав диверсии является формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения определенных действий независимо от факта наступления последствий (ч. 1 ст. 281 УК РФ).

Субъективная сторона диверсии характеризуется виной в форме прямого умысла. Это означает, что лицо осознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных материальных объектов, в т.ч. средств связи, и желает совершить эти действия и наступления последствий, к которым они должны привести. Охват умыслом виновного неизбежности гибели людей квалифицируется по совокупности с умышленным убийством (ст. 105 УК РФ).

Мотивы не влияют на квалификацию содеянного, могут быть различны. Цель является необходимым признаком субъективной стороны диверсии — подрыв экономической безопасности и обороноспособность России. Субъект преступления — физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Составы правонарушений, за которые предусматривается административная ответственность, определяются КоАП РФ.

В соответствии со ч. 3 ст. 10.10 КоАП РФ сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предусматривается административная ответственность по ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ за повреждение сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 11.6 КоАП РФ уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Глава 13 КоАП РФ устанавливает составы административных правонарушений в области связи и информации:

  • самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2 КоАП РФ);
  • самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3 КоАП РФ);
  • нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4 КоАП РФ);
  • нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5 КоАП РФ);
  • использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6 КоАП РФ);
  • несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7 КоАП РФ);
  • изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8 КоАП РФ);
  • самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9 КоАП РФ);
  • изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10 КоАП РФ);
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ);
  • незаконная деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ);
  • разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ);
  • злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);
  • воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16 КоАП РФ);
  • нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ);
  • воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18 КоАП РФ);
  • нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21 КоАП РФ);
  • повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ);
  • нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет (ст. 13.27 КоАП РФ);
  • нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 14.1.1 КоАП РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования. Данный административный состав отличается от аналогичного предусмотренного ст. 171.2 УК РФ рассмотренного выше общественно-опасными последствиями (объективной стороной), т.е. для привлечения к уголовной ответственности по ст. 171.2 УК РФ необходимо доказать крупный ущерб (особо крупный ущерб). Согласно ст. 169 УК РФ крупным ущербом признаются ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей (ч. 2 ст. 171.2 УК РФ). В ст. 171.2 УК РФ указывается на совершение предусмотренных статьей действий без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, чего в административном правонарушении не определяется.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Указанным Законом устанавливается, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта РФ (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Игорные зоны могут создаваться на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время созданы игорные зона на территории Алтайского края (Сибирская монета) — см. распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 155-р, Приморского края (Приморье) — см. распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1213-р, Калининградской области (Янтарная) — см. распоряжение Правительства РФ от 17 января 2008 г. N 13-р, Краснодарского края (Азов-Сити) — см. распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1945-р.

Административная ответственность может возникать в связи с нарушением законодательства о связи в области защиты конкуренции. Особую группу правовых норм в области связи включает Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области связи. Уполномоченным органом в этой сфере является Федеральная антимонопольная служба РФ (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»).

Рассмотрим следующий случай, получивший оценку антимонопольного органа РФ. В Федеральную антимонопольную службу РФ поступили заявления от нескольких операторов связи по вопросам отказов в заключении договора, оказания услуг по пропуску трафика: ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «ПетерСтар» ОАО «МТС». Операторы осуществляют оказание услуг связи на соответствующих территориях, состоят в обязательственных отношениях, в частности договоры о присоединении сетей электросвязи, заключены между ОАО «СЗТ», ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «ПетерСтар», ОАО «МТС», ОАО «Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике» (далее — ОАО «СЗКТИ»). Последняя была привлечена к участию в деле в качестве заявителя на основании ходатайства. ОАО «СЗКТИ» просит ФАС России признать ОАО «СЗТ» нарушившим антимонопольное законодательство путем совершения действий по навязыванию ОАО «СЗКТИ» условий договора о присоединении сетей электросвязи в части оказания услуг по пропуску трафика, не выгодных для него.

В результате рассмотрения этого дела Комиссия установила, что:

Некоторые правоотношения между сторонами не имеют установленного правила, определяемого требованиями нормативно-правовых актов, а именно:

  • порядок пропуска трафика от сетей ОАО «ВымпелКом», ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» и ОАО «СЗКТИ» с задействованием строго определенного ресурса нумерации, навязываемый ОАО «Ростелеком», как единственно возможный;
  • присоединение сетей «местная сеть — местная сеть», «зоновая сеть — зоновая сеть» в качестве единственно возможной организации присоединения сетей.

Прекращение ОАО «Ростелеком» услуг по пропуску трафика на местном уровне присоединения при оказании ОАО «ВымпелКом», ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» и ОАО «СЗКТИ» абонентам сети связи общего пользования услуг внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, отказ ОАО «Ростелеком» от заключения договоров о присоединении сетей зоновой телефонной связи ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС» к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» являются экономически необоснованными.

Действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в прекращении услуг по пропуску трафика на местном уровне присоединения при оказании ОАО «ВымпелКом», ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» и ОАО «СЗКТИ» абонентам сети связи общего пользования услуг внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, в отказе от заключения договоров о присоединении сетей зоновой телефонной связи ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС» к сетям местной телефонной связи ОАО «Ростелеком», являются невыгодными для ОАО «ВымпелКом», ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» и ОАО «СЗКТИ» и могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по пропуску трафика на зоновом уровне присоединения на соответствующие территории РФ.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг присоединения и пропуска трафика на местном уровне на территории ряда городов.

Антимонопольный орган признал ОАО «Ростелеком» нарушившим п. п. 4, 5, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ при совершении действий по: прекращению услуг по пропуску трафика; отказу от заключения договоров; созданию дискриминационных условий.

Встречаются дела, привлечение к административной ответственности в которых не осуществляется ввиду необоснованности обращения заявителя в уполномоченный орган. Например, обращение РОО РТ «Общественная защита прав потребителей» (далее — заявитель) (исх. N 0412/09-1 от 4 декабря 2009 г., далее — заявление), который полагал, что цена, установленная для потребителей при звонках со стационарного телефона на сотовый телефон на территории Республики Татарстан (составляла 1,50 руб./мин.) существенным образом завышена, так как стоимость звонков со стационарного телефона на стационарный составляет 0,23 руб./мин., а стоимость звонков с сотового телефона на сотовый составляет примерно 0,30 руб./мин. Заявитель считает, что операторы связи, занимающие доминирующее положение на рынке оказания услуг связи на территории Республики Татарстан, значительно завышают цены на соединения стационарный — мобильный телефон.

В результате исследования и изучения материалов дела, комиссия установила, что факты, свидетельствующие о заключении соглашения о цене в письменном либо устном виде, доказательства договоренности ОАО «МегаФон», ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ЗАО «НСС» о совершении действий по установлению цены на услугу зонового завершения вызова на свои сети подвижной радиотелефонной связи для ОАО «Таттелеком» в размере 0,95 руб./мин. не получили подтверждения. Следовательно, соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок не были установлены, дело прекратили в связи с отсутствием нарушения.

Интересно завершилось рассмотрение дела в отношении ФГУП «Почта России» в связи с обращением по признакам ФГУП «Почта России» г. Москва ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ. Комиссия исследовала условия представленных договоров и пришла к выводу о наличии признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования по следующим дополнительным услугам, указанным в договорах, заключенных между филиалами ФГУП «Почта России» (УФПС г. Москва и УФПС г. Калининград) и организациями (взвешивание письма, розыск внутренних почтовых отправлений, сверка вложения почтового отправления, пересылаемого с описью вложения (для внутренних почтовых отправлений): посылок, ценных писем (бандеролей), в т.ч. «отправлений 1 класса», доставка почтовых отправлений от окна выдачи до автостоянки предприятия и др.). Дело по заявленным основаниям было прекращено в связи с отсутствием в действиях ФГУП «Почта России» нарушения антимонопольного законодательства. Однако комиссия решила выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения установленного порядка ценообразования.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области связи наступает при наличии ряда условий, предусмотренных законодателем. Совокупность условий образует состав гражданского правонарушения. В качестве элементов состава гражданско-правовой ответственности в обязательственных отношениях признаются следующие:

  • согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства;
  • наличие убытков у кредитора. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Требовать полного возмещения убытков является правом кредитора (лица право, которого нарушено), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки — это денежное выражение имущественного вреда, причиненного должником кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства. Выделяют два вида убытков — реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, денежная оценка утраченного или поврежденного должником имущества. Упущенная выгода — это неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено должником. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ);
  • причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями. Выявление причинно-следственной связи является наиболее существенной проблемой в гражданско-правовой ответственности: она должна быть объективной, т.е. реально существовать; образовывать следствие, т.е. наступление убытков после неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В частности, в деятельности судов такие случаи нельзя признать редкими. Рассмотрим сложности доказывания причинно-следственной связи в споре об изменении условий договора, возникшем при нарушении обязательства и причинением убытков (ущерба) контрагенту в договоре. Научно-производственное ЗАО ветеранов военной службы «Ветеран» (далее — НП ЗАО ВВС «Ветеран») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ОАО «Сибирьтелеком» в лице Красноярского филиала (далее — ОАО «Сибирьтелеком») об урегулировании разногласий между сторонами по внесению изменений в договор о присоединении сетей электросвязи от 18 декабря 2006 г. N 40212. В качестве правового основания внесения изменений в договор истец указал ч. 2 ст. 450 ГК РФ (существенное нарушение договора другой стороной). Кроме того, истец сослался на то, что обязанность по внесению изменений в договор возникла у ОАО «Сибирьтелеком» на основании Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-19516/08-149-212, предписания Управления Россвязьнадзора по Новосибирской области от 21 июля 2006 г. N 23236-54-04/0004 и Предписания ФАС РФ от 6 февраля 2008 г. N АГ/2350 по приведению ОАО «Сибирьтелеком» правовых взаимоотношений с другими операторами связи в соответствии с действующим законодательством РФ и фактическими обстоятельствами взаимодействия сетей электросвязи.

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2011 г. N 03АП-1120/11 отмечается, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Истцом не указано, какие именно обязательства, предусмотренные договором от 18 декабря 2006 г. N 40212, нарушил ответчик, не представлены доказательства причинения ущерба истцу в результате нарушения ответчиком принятых на себя обязательств. Более того, суд пришел к выводу, что истец неверно определил свое материальное требование.

Из правового анализа материалов дела и норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения установлено, что в них предусмотрено право стороны на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор о присоединении сетей электросвязи в случае невыполнения оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, предписаний федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также уклонения оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, от заключения договора. Обязанность оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, внести изменения в договор о присоединении сетей электросвязи в случае невыполнения таким оператором предписаний федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, указанными нормами не предусмотрена.

Суд сделал правильный вывод, определив, что отсутствуют правовые основания для внесения изменений в действующий договор, в удовлетворении исковых требований в этой части было отказано;

  • вина лица, кроме случаев, когда наличие вины не требуется, т.е. когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (усеченный состав гражданско-правовой ответственности) (ст. 404 ГК РФ).

При отсутствии одного из приведенных элементов гражданско-правовой ответственности либо его несоответствие установленным критериям исключает возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности.

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи установлена такая форма ответственности, как убытки, причиненные особым субъектом — должностными лицами органов власти (государственной и муниципальной), а также органами государственной (муниципальной) власти.

Необходимое дополнительное условие привлечения указанных субъектов к ответственности — незаконность их действий (бездействия). Факт незаконности необходимо подтвердить, например, вступившим в законную силу решением судебного органа по ранее рассмотренному делу (имеет преюдициальное значение).

Допустимо воспользоваться правом на обращение в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта, которые не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Убытки в рассматриваемом случае подлежат возмещению операторам связи и пользователям услугами связи в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

4. В п. 3 комментируемой статьи перечисляются случаи, за которые несет имущественную ответственность оператор и указывается размер такой ответственности. Имущественная ответственность оператора наступает:

  • за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений — в размере объявленной ценности;
  • за искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл;
  • за недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении двадцати четырех часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму, за исключением телеграмм, адресованных в поселения, в которых отсутствует сеть электросвязи.

5. Согласно п. 4 комментируемой статьи размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение операторами связи обязанностей по пересылке или доставке иных регистрируемых почтовых отправлений определяется федеральными законами.

Для наступления ответственности оператора почтовой связи необходимо наличие:

  • наличие противоправного поведения оператора почтовой связи;
  • вреда, причиненного пользователю услуг почтовой связи;
  • наличие причинно-следственной связи между деянием оператора почтовой связи и возникшим вредом у пользователя услугами почтовой связи;
  • вины оператора почтовой связи.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом перед пользователями услуг почтовой связи.

Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:

  • в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью — в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;
  • в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения — в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;
  • в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения — в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления);
  • в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств — в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;
  • в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений — в двукратном размере суммы тарифной платы;
  • в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения — в размере суммы тарифной платы.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом — разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» регулирует соответствующие нормативы, касающиеся письменной корреспонденции. В частности, п. 4 данного Постановления содержит нормативы частоты доставки письменной корреспонденции, которые составляют:

  • на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов РФ — ежедневно не менее 1 раза в день;
  • на территории административных центров муниципальных районов — не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;
  • на территории иных поселений — не реже 3 дней в неделю 1 раз в день.

Вопросы ответственности оператора регулируются постановлениями Правительства РФ, устанавливающими правила оказания соответствующих услуг связи.

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» устанавливается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в следующих случаях:

  • нарушение сроков предоставления доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии;
  • нарушение предусмотренных договором сроков оказания телематических услуг связи;
  • неоказание телематических услуг связи, предусмотренных договором;
  • некачественное оказание телематических услуг связи;
  • нарушение установленных ограничений на распространение сведений об абоненте-гражданине, ставших известными оператору связи ввиду исполнения договора.

Согласно п. 63 указанного Постановления при нарушении оператором связи установленных сроков оказания телематических услуг связи абонент-гражданин по своему выбору вправе:

  • назначить оператору связи новый срок, в течение которого должна быть оказана телематическая услуга связи;
  • поручить оказание телематических услуг связи третьим лицам за разумную цену и потребовать от оператора связи возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения стоимости телематических услуг связи;
  • расторгнуть договор.

При нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных оператор связи уплачивает абоненту-гражданину неустойку в размере 3 процентов платы за предоставление доступа к сети передачи данных за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети передачи данных, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера предусмотренной договором платы.

В случае нарушения оператором связи установленных сроков оказания телематических услуг связи абонент и (или) пользователь вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им в связи с нарушением указанных сроков.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в следующих случаях:

  • нарушение сроков обеспечения доступа к сети передачи данных;
  • нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг связи по передаче данных;
  • неоказание услуг связи по передаче данных, указанных в договоре;
  • некачественное оказание услуг связи по передаче данных, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети передачи данных;
  • нарушение тайны информации, передаваемой по сети передачи данных;
  • нарушение установленных ограничений на распространение сведений об абоненте-гражданине, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора.

При нарушении установленных сроков оказания услуг связи по передаче данных абонент-гражданин по своему выбору вправе:

  • назначить оператору связи новый срок, в течение которого должна быть оказана услуга связи по передаче данных;
  • поручить оказание услуг связи по передаче данных третьим лицам за разумную цену и потребовать от оператора связи возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения стоимости услуги связи по передаче данных;
  • расторгнуть договор.

В дополнение к требованиям, предъявляемым абонентом-гражданином в соответствии с п. 68 указанного Постановления, оператор связи уплачивает абоненту-гражданину неустойку:

  • при нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных — в размере 3% платы за предоставление доступа к сети передачи данных за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети передачи данных, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера указанной в договоре платы;
  • при нарушении установленных сроков оказания услуг связи по передаче данных — в размере 3% стоимости услуги связи по передаче данных за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги связи по передаче данных, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги связи по передаче данных.

Если стоимость услуги связи по передаче данных не определена, размер неустойки определяется исходя из общей стоимости услуги связи по передаче данных, существовавшей в том месте, в котором требование абонента и (или) пользователя должно было быть удовлетворено оператором связи, на день добровольного удовлетворения такого требования или на день вынесения судебного решения, если требование абонента и (или) пользователя добровольно удовлетворено не было.

В случае нарушения оператором связи установленных сроков оказания услуг связи по передаче данных абонент и (или) пользователь вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им в связи с нарушением указанных сроков.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с договором абонент и (или) пользователь вправе потребовать по своему выбору:

  • безвозмездного устранения недостатков по оказанию услуг связи по передаче данных;
  • соответствующего уменьшения стоимости услуг связи по передаче данных;
  • возмещения понесенных ими расходов по устранению недостатков оказанной услуги связи по передаче данных своими силами или третьими лицами.

В случае нарушения оператором связи тайны информации, передаваемой по сети передачи данных, и требований об ограничении распространения сведений об абоненте-гражданине, ставших ему известными в силу исполнения договора, оператор связи по требованию абонента возмещает причиненные этими действиями убытки.

В случае непредставления, неполного или несвоевременного представления информации об оказании услуг связи по передаче данных абонент вправе отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченных за оказанные услуги связи по передаче данных средств и возмещения понесенных убытков.

Помимо названных Постановлений вопросы ответственности оператора регламентируются, в частности, в следующих Постановлениях Правительства РФ:

  • Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 июня 2005 г. N 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 760 «Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания».

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством РФ и международными договорами РФ.

В соответствии с Всемирной почтовой конвенцией (Бухарест, 5 октября 2004 г.) по общему правилу почтовые администрации отвечают:

  • за утрату, хищение или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью;
  • за утрату отправлений с контролируемой доставкой.

Всемирной почтовой конвенцией установлены особые правила ответственности почтовых администраций в отношении видов отправлений, а именно:

  • заказных отправлений. Например, указывается, что в случае частичного расхищения или частичного повреждения заказного отправления, отправитель имеет право на возмещение, соответствующее в принципе действительной стоимости причиненного ущерба или повреждения;
  • отправления с контролируемой доставкой. В случае утраты, полного хищения или полного повреждения отправления с контролируемой доставкой отправитель имеет право только на возмещение оплаченных тарифов;
  • простые посылки. В случае частичного расхищения или частичного повреждения простой посылки отправитель имеет право на возмещение, соответствующее, в принципе действительной стоимости причиненного ущерба или повреждений;
  • отправления с объявленной ценностью. В случае утраты, полного хищения или полного повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет право на возмещение, которое соответствует в принципе сумме объявленной ценности в СПЗ.

Если возмещение причитается за утерю, полное хищение или полное повреждение заказного отправления, простой посылки или отправления с объявленной ценностью, отправитель или в зависимости от случая адресат имеет право, кроме того, на возмещение уплаченных им тарифов и сборов, за исключением заказного или страхового сбора. Эти правила распространяются на заказные отправления, простые посылки или отправления с объявленной ценностью, от которых из-за их плохого состояния отказались получатели, если это повреждение произошло в почтовой службе и входит в рамки ее ответственности.

При выплате суммы возмещения косвенные убытки или нереализованные прибыли во внимание не принимаются.

Защита прав участников правоотношений в области связи осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Споры, возникающие в области связи, регулируются общими и специальными нормами. Пользователь услугами связи обязан соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта перед обращением в суд за защитой своих прав и законных интересов. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 55 и ст. 56 комментируемого Закона.

6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи, работники операторов связи несут материальную ответственность перед своими работодателями. Работник обязан возместить причинивший ущерб в установленном законом порядке и размере. Установлены случаи, за которые работники оператора связи могут привлекаться к такой ответственности при наличии их вины и при условии исполнения ими должностных обязанностей:

  • за утрату или задержку доставки всех видов почтовых и телеграфных отправлений;
  • повреждение вложений почтовых отправлений.

Размер ответственности определяется размером ответственности, которую несет оператор связи перед пользователем услугами связи, если иная мера ответственности не предусмотрена соответствующими федеральными законами.

Правила, установленные абз. 6 ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи», определяют субъекта ответственности и случаи ее возникновения. Так, за утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат, в отличие от гражданско-правовой ответственности, допускающей удовлетворения данного требования. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, понимаются все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе предъявить иск к работнику в регрессном порядке только в течение года с момента выплаты данных сумм потерпевшей стороне.

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Такой отказ допустим независимо от вида материальной ответственности — полная или ограниченная; формы собственности юридического лица. Собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации.

По общему правилу работник за причиненный ущерб несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

  • когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю. Орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

7. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При решении вопроса об отнесении к действию непреодолимой силы не только стихийных явлений, но и действий, которые зависят от воли носителей субъективных прав и обязанностей, необходимо принимать во внимание основной (объективный) признак непреодолимой силы — неизвестность, непреодолимость, непредвиденность, чрезвычайность, спонтанность, а также обычно незначительный промежуток времени ее действия.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ за вред, причиненный другим пользователям услуг почтовой связи или работникам, занятым обработкой почтовых отправлений, возникший вследствие вложения в почтовые отправления предметов и веществ, запрещенных к пересылке, или в результате ненадлежащей упаковки пересылаемого вложения.

Запрещены к пересылке в почтовых отправлениях в пределах Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О почтовой связи»):

  • огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия (см. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»).

В порядке исключения на основании п. 82 Почтовых правил 1992 г. подлежат приему и пересылке неисправные части охотничьих ружей, отправляемые магазинами охотничьих и рыболовных принадлежностей, правлениями обществ охотников и рыболовов в адреса заводов изготовителей или мастерских по ремонту ружей, а также последними после ремонта в адреса соответствующих магазинов и правлений обществ охотников и рыболовов. Такие посылки независимо от их количества сдаются на предприятия связи по утвержденным спискам (ф. 103), заверенным оттиском печати и подписью руководителя предприятия (организации) — отправителя.

  • наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества (см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»);
  • ядовитые животные и растения;

Научно-исследовательским институтам лекарственных растений разрешается пересылка посылок с вложением образцов сырья лекарственных растений и гербарного материала из отдельных районов страны в адрес института и его зональной сети в многослойных бумажных мешках, массой до 8 кг без объявленной ценности. Разрешается прием посылок с живыми виноградными улитками в адреса научных учреждений;

  • денежные знаки Российской Федерации и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Центральным банком РФ и его учреждениями) (см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Почтовые правила 1992 г. также запрещают пересылать в бандеролях, письмах, посылках (включая и ценные) иностранную валюту и деньги. Право пересылки в ценных письмах и посылках денег, имеющих обращение на территории независимых государств, предоставлено только государственным финансовым учреждениям и банкам, а также предприятиям связи, производящим почтовые операции. Всем другим отправителям разрешена пересылка в ценных письмах дефектных денежных знаков и иностранной валюты в адреса учреждений Банка России, а также пересылка в посылках нумизматических монет и коллекций независимо от адресования;
  • скоропортящиеся продукты питания (см. Почтовые правила (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 г.). В соответствии с Почтовыми правилами 1992 г. в почтовых отправлениях запрещается пересылать: ядовитых животных и растения, оружие, порох, патроны, бензин, керосин, спирт, ртуть, яды, кислоты, наркотики, химреактивы, токсические, радиоактивные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные для здоровья вещества и предметы, а также скоропортящиеся продукты питания (свежие рыба и мясо, битая птица, сливочное масло и т.п.).

В случаях, когда при приеме почтового отправления возникает предположение о наличии в нем запрещенных к пересылке почтой веществ и предметов, работник связи вправе потребовать от отправителя подать отправление в открытом виде. В случае отказа от вскрытия почтовое отправление не принимается;

  • предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование (см. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Почтовые правила 1992 г. содержат запрет на прием и пересылку почтовых отправлений имеющие надписи, изображения и вложения непристойного и безнравственного характера, оскорбляющие национальные чувства, честь и достоинство граждан, а также с предметами, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления.

В письмах не разрешается пересылать твердые и острорежущие предметы (лезвия, броши, значки, скрепки и пр.), а также предметы культурно-бытового обихода и производственного назначения.

Обнаруженные при оформлении дефектной почты запрещенные к пересылке вещества и предметы по распоряжению руководителя предприятия связи изымаются из почтовых отправлений по месту их обнаружения. При обнаружении денег в почтовом отправлении на предприятии связи места его подачи составляется акт, ставится в известность отправитель и деньги ему возвращаются под расписку в акте.

Если в почтовом отправлении деньги обнаружит предприятие связи места назначения, то их выдают получателю с взысканием платы по тарифу за пересылку почтовым переводом. Полученная плата приходуется, квитанция выдается адресату.

Деньги, обнаруженные в почтовом отправлении транзитным предприятием связи, изымаются с составлением акта и возвращаются отправителю почтовым переводом с взысканием платы за его пересылку, которая вычитается из обнаруженной суммы. Квитанция на отправку денег прикладывается к копии акта о вскрытии данного почтового отправления. На почтовом переводе в месте, отведенном для письменного сообщения, делается отметка о причине возврата денег с указанием подавательских данных почтового отправления, из которого они изъяты. Например: «Возвращаются деньги, изъятые согласно акту как недозволенное вложение из посылки N 342, поданной 20 марта 1991 г. на Гомельском почтамте. Сумма определена за вычетом стоимости пересылки почтового перевода».

Остальные запрещенные к пересылке и изъятые из почтовых отравлений вещества и предметы реализуются или уничтожаются в порядке, установленном для нерозданных почтовых отправлений. Об изъятии или уничтожении предметов и веществ, запрещенных к пересылке, организации (объекты) федеральной почтовой связи в 10-дневный срок сообщают в письменной форме отправителю или адресату, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов и веществ органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органами внутренних дел или федеральной службы безопасности принимается решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, организации федеральной почтовой связи имеют право задерживать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых вызывает порчу (повреждение) других почтовых отправлений, создает опасность для жизни и здоровья работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.

Порядок изъятия из почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, а также уничтожения предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, устанавливается Правительством РФ. Перечень ограничений в пересылке в международных почтовых отправлениях предметов и веществ, порядок изъятия из данных почтовых отправлений и уничтожения запрещенных к пересылке предметов и веществ устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в следующих случаях:

  • если стоимость указанных товаров, пересылаемых в адрес одного получателя в течение одной недели, не превышает 5 тысяч рублей;
  • если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования;
  • в иных случаях, определяемых Правительством РФ.

Прием от юридических лиц, осуществляющих деятельность в пределах установленных законодательством РФ полномочий, почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, денежные знаки РФ и иностранную валюту, их перевозка и доставка осуществляются силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

8. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных комментируемым Законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи пользователь услугами связи обязан возместить оператору связи причиненные убытки (см. комментарий к п. 3 ст. 44).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответы на вопросы прямо сейчас

Задать вопрос юристу

Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.