1. В Российской Федерации служебное делопроизводство в области связи осуществляется на русском языке.
2. Взаимоотношения операторов связи с пользователями услугами связи, возникающие при оказании услуг связи на территории Российской Федерации, осуществляются на русском языке.
3. Адреса отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправлений и почтовых отправлений денежных средств, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке. Адреса отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств, пересылаемых в пределах территорий республик, находящихся в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственных языках соответствующих республик при условии дублирования адресов отправителей и получателей на русском языке.
4. Текст телеграммы должен быть написан буквами алфавита русского языка или буквами латинского алфавита.
5. Международные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, обрабатываются на языках, определяемых международными договорами Российской Федерации.
Комментарий к ст. 48 Закона о Связи
1. В п. 1 комментируемой статьи содержится императивная норма о ведении служебного делопроизводства в области связи только на русском языке. Под служебным делопроизводством следует понимать оформление и ведение необходимой документации (переписки, учета гражданско-правовых договоров и иных документов), которой сопровождается оказание услуг связи.
2. В п. 2 комментируемой статьи содержится норма, аналогичная п. 1 комментируемой статьи, о важности русского языка для оказания услуг связи, закрепляющая требование о том, что взаимоотношения операторов связи с пользователями услугами связи, возникающие при оказании услуг связи на территории РФ, осуществляются на русском языке.
3. В п. 3 комментируемой статьи определяются языки, на которых осуществляется оформление адресов отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправлений и почтовых отправлений денежных средств. Если речь идет об адресах отправителей в пределах территории РФ, то такое оформление осуществляется на русском языке, а если в пределах территорий республик, находящихся в составе Российской Федерации, то здесь действует диспозитивная норма о том, что такое оформление возможно на государственных языках соответствующих республик. Однако п. 3 комментируемой статьи устанавливает обязательное условие о дублировании адресов отправителей и получателей на русском языке.
Данные требования основаны на ст. 68 Конституции РФ, согласно которой государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в частности:
- в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла;
- в рекламе;
- в иных определенных федеральными законами сферах.
4. Пункт 4 комментируемой статьи допускает возможность написания текста телеграммы, в том числе и буквами латинского алфавита, устанавливая при этом императивную формулировку «должен», но определяя выбор между русским языком и латинским языком. При этом критериев такого выбора не устанавливает.
5. Особое требование п. 5 комментируемой статьи определяет относительно международных сообщений, которое заключается в том, что такие сообщения обрабатываются на языках, определяемых международными договорами РФ, которые согласно ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.