1. Сети связи специального назначения предназначены для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, ее обеспечение является расходным обязательством Российской Федерации.
3. Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.1. Сети связи специального назначения могут быть присоединены к сети связи общего пользования без перевода в категорию сети связи общего пользования.
Владельцу сети связи специального назначения может быть выделен ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.
В случае присоединения сетей связи специального назначения к сети связи общего пользования на основании указанного в пункте 1 статьи 18 настоящего Федерального закона договора стороны такого договора обеспечивают пропуск трафика по указанным сетям связи в рамках исполнения такого договора с учетом ограничения использования сетей связи специального назначения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
4. Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Комментарий к ст. 16 Закона о Связи
1. В п. 1 комментируемой статьи определено аналогично ст. ст. 13 — 15 комментируемого Закона предназначение сетей связи специального назначения. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи сети связи специального назначения предназначены для обеспечения нужд государства в целом, а именно для следующих его аспектов:
- нужд органов государственной власти;
- нужд обороны страны;
- безопасности государства;
- обеспечения правопорядка.
Характеристика данных аспектов — см. комментарий к ст. 1 комментируемого Закона.
В п. 1 комментируемой статьи установлен запрет на использование сетей связи специального назначения для оказания услуг связи на возмездной основе. Это означает, что сети связи данной категории могут использоваться исключительно для безвозмездного оказания услуг связи государству в целом, государственным органам, но только для обеспечения вышеуказанных нужд. В то же время в п. 1 комментируемой статьи содержится оговорка о том, что такой запрет действует, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Иными словами, если в законодательстве РФ будет предусмотрено исключение из данного общего положения, то, соответственно, в отдельных случаях связь для вышеуказанных нужд будет предоставляться на возмездной основе.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, определяющую, что порядок осуществления связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка определяется законодательством РФ. Такой порядок определен Правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103. В свою очередь, в указанных Правилах имеется ссылка на Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому оказание услуг для государственных нужд осуществляется на основании государственного контракта.
Также в п. 2 комментируемой статьи указано, что обеспечение данной связи является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с БК РФ расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. С учетом положений п. 1 комментируемой статьи о том, что для обеспечения указанных нужд связь предоставляется на безвозмездной основе, представляется неопределенным вопрос о том, на каком основании будет реализовываться расходное обязательство Российской Федерации в виде предоставления денежных средств из федерального бюджета. С другой стороны, п. 1 комментируемой статьи предусматривает исключение из общего правила — иное не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, в случае если в законодательстве РФ будет в отдельных случаях предусмотрено предоставление связи для обеспечения вышеуказанных нужд либо отдельных нужд из числа вышеуказанных на возмездной основе, то именно в этих случаях и будет реализовано расходное обязательство Российской Федерации.
3. В п. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, которая отсылает к тому же нормативному акту, что и п. 2 комментируемой статьи, — Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103. Но здесь бланкетная норма определена в части, касающейся подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения. Согласно данным Правилам подготовка и использование ресурсов сети электросвязи осуществляются на основании государственного контракта на выполнение работ и (или) оказание услуг связи в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, заключаемого федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся такие сети связи, с оператором связи. Государственный контракт заключается оператором связи со спецпользователем в приоритетном порядке по отношению к другим пользователям. Спецпользователь, ответственный за организацию президентской и правительственной связи, имеет первоочередное (по отношению к другим спецпользователям) право на заключение государственного контракта.
В государственном контракте предусматриваются:
- порядок взаимодействия центров управления сетями связи специального назначения с центрами управления сетями связи оператора связи в соответствии с порядком, установленным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств и линий связи, используемых для оказания спецпользователю услуг связи;
- порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи оператора связи;
- порядок оповещения спецпользователя об использовании в составе линий связи радиоэлектронных средств;
- порядок изменения объемов оказания услуг связи для обеспечения проведения неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
- обязательство оператора связи обеспечить непрерывность оказания услуг связи, в том числе при вводе в эксплуатацию новых средств и линий связи, модернизации средств связи, внедрении новых технологических решений и выводе из эксплуатации средств и линий связи.
4. Пункт 4 комментируемой статьи, так же как и п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, содержит бланкетную норму относительно порядка обеспечения центрами управления сетей связи специального назначения их взаимодействия с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации. Под центрами управления следует понимать специальные юридические лица, либо структурные подразделения оператора связи, являющегося юридическим лицом, либо специально созданные индивидуальным предпринимателем, являющимся оператором связи, отделы, которые осуществляют управленческие и регулирующие функции в отношении сетей связи специального назначения. Отметим, что на сегодняшний день вышеуказанный порядок не определен.