1. Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
2. Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарий к ст. 17 Закона о Связи
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определение понятия «почтовая связь», которая представляет собой совокупность следующих объектов:
- объекты почтовой связи — в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» это обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения);
- почтовые маршруты операторов почтовой связи — пути следования почтового транспорта между объектами почтовой связи.
К вышеуказанным объектам предъявляется требование о том, что они обеспечивают:
- прием почтовых отправлений;
- обработку почтовых отправлений;
- перевозку (передачу) почтовых отправлений;
- доставку (вручение) почтовых отправлений;
- осуществление почтовых переводов денежных средств.
Под приемом следует понимать услугу почтовой связи по получению почтовых отправлений, под обработкой — услугу почтовой связи по работе с полученными почтовыми отправлениями, направленной на распределение их по адресатам, под перевозкой — услугу почтовой связи по транспортировке (перемещению) почтовых отправлений с целью их доставки адресату, под доставкой — услугу почтовой связи по собственно вручению адресатам почтовых отправлений. Почтовые отправления представляют собой адресованную письменную корреспонденцию, посылки, прямые почтовые контейнеры. Почтовый перевод денежных средств представляет собой услугу организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.
В судебной практике при рассмотрении конкретных споров имеются ссылки на п. 1 комментируемой статьи с целью разрешения данных споров. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2006 г. N А41-К2-26849/05 указано, что Федеральное государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований, об обязании ИФНС России Луховицкого района Московской области возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2003 год в сумме 46871 рубль и 737 рублей, зачтенных ИФНС России Луховицкого района из переплаты по налогу с продаж в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2004 г. согласно уведомлению от 7 декабря 2004 г. N 70, а также процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 2941 рубль.
Судом установлено, что согласно п. 1 ст. 17 комментируемого Закона сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. К организациям связи отнесены юридические лица, осуществляющие деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Объекты почтовой связи, к которым отнесены обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения), не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания.
Согласно п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Законом РФ «О плате за землю» освобождение отделений связи от уплаты земельного налога не предусмотрено, поэтому указанные организации должны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет вопрос о правовом регулировании почтовой связи и предусматривает, что отношения в сфере почтовой связи регулируются:
- международными договорами Российской Федерации, под которыми согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ понимаются международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования;
- комментируемым Законом;
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», который устанавливает, что почтовая связь — это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Также указанный федеральный закон устанавливает, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются:
- оказание услуг почтовой связи на территории РФ с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи;
- обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи;
- обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи;
- государственная поддержка организаций федеральной почтовой связи, оказание содействия в развитии организаций почтовой связи иных организационно-правовых форм;
- государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами;
- другими федеральными законами. Под федеральными законами понимаются принятые высшим законодательным органом государственной власти нормативные акты, которые являются общеобязательными и обладают так называемой «повышенной» юридической силой;
- нормативными правовыми актами Российской Федерации, которыми являются подзаконные акты, в частности указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.