Администрация связи Российской Федерации организует международную почтовую связь, в том числе устанавливает места международного почтового обмена на территории Российской Федерации.
Комментарий к ст. 72 Закона о Связи
1. Положениями комментируемой статьи предусмотрены основы правового регулирования международной почтовой связи, а также международного сотрудничества в сфере оказания услуг почтовой связи.
Международную почтовую связь в Российской Федерации организует федеральный орган исполнительной власти в области связи, выступающий в качестве администрации связи Российской Федерации в международной деятельности в области электросвязи и почтовой связи (см. ст. 69 комментируемого Закона и комментарий к ней).
Функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности в области связи возложены на Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России), которое выступает также в качестве почтовой администрации РФ и выполняет (см. п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»), см. также Положение о Департаменте международного сотрудничества Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 24 февраля 2010 г. N 33 и Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 30 мая 2005 г. N 62 «О распределении ответственности по направлениям деятельности структурных подразделений Мининформсвязи России».
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ как администрация связи и почтовая администрация РФ представляет и защищает интересы РФ в области электросвязи и почтовой связи, взаимодействует с администрациями связи иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями связи, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области связи, осуществляемого РФ, гражданами РФ и российскими организациями, обеспечивает исполнение обязательств РФ, вытекающих из международных договоров РФ в области связи (см. Регламент Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 3 ноября 2009 г. N 139).
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в качестве администрации связи РФ участвует в работе международных конгрессов, конференций, исследовательских комиссий и рабочих групп Всемирного почтового союза (ВПС), Регионального содружества в области связи (РСС), Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕПТ) и других международных организаций связи.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 марта 1992 г. N 165 «О деятельности Министерства связи Российской Федерации в области международной электрической и почтовой связи» Минкомсвязи РФ уполномочено в установленном порядке осуществлять представительство РФ во Всемирном почтовом союзе.
Российская Федерация, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию для взаимного обмена письменной корреспонденцией и гарантирует на всей своей территории свободу транзита в соответствии со ст. 41 Федерального закона «О почтовой связи».
В соответствии с Уставом Всемирного почтового союза (Вена, 10 июля 1964 г.), страны, принявшие данный Устав, составляют под наименованием «Всемирный почтовый союз» единую почтовую территорию для взаимного обмена отправлениями письменной корреспонденции (ст. 1). Свобода транзита гарантируется на всей территории Союза. О Всемирном почтовом союзе см. также комментарий к ст. 69 комментируемого Закона.
Целью Всемирного почтового союза является обеспечение организации и совершенствования почтовых сношений и создание в этой области благоприятных условий для развития международного сотрудничества.
Членами Всемирного почтового союза являются страны, которые подписали Устав Всемирного почтового союза, а также страны, принятые во Всемирный почтовый союз в соответствии со ст. 11 Устава Всемирного почтового союза.
Всемирному почтовому союзу принадлежат (см. ст. 3 Устава Всемирного почтового союза):
- территории государств-членов;
- почтовые учреждения, основанные государствами-членами на территориях, не включенных в Союз;
- территории, которые, не являясь членами Союза, включены в Союз, потому что, с почтовой точки зрения, они подчинены государствам-членам.
К актам Всемирного почтового союза относятся:
- Устав Всемирного почтового союза (Вена, 10 июля 1964 г.), являющийся основным актом Союза, содержащим основные положения Союза и не являющийся предметом оговорок;
- Общий регламент Всемирного почтового союза (Бухарест, 5 октября 2004 г.), состоящий из положений, обеспечивающих применение Устава и деятельность Союза, является обязательным для всех стран-членов и не может быть предметом оговорок;
- Всемирная почтовая конвенция (Бухарест, 5 октября 2004 г.), Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок, включающие общие правила, применяемые к международной почтовой службе, а также положения о службах письменной корреспонденции и почтовых посылок, являющиеся обязательными для всех стран — членов;
- Соглашения Союза (например, Соглашение о почтовых посылках (принято в г. Сеуле 14 сентября 1994 г. XXI Конгрессом Всемирного почтового союза, Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Всемирным Почтовым союзом (Париж, 4 июля 1947 г.) и Регламенты, регулирующие службы, кроме служб письменной корреспонденции и почтовых посылок, между странами-членами, которые в них участвуют (являются обязательными только для этих стран-членов);
- Регламенты (например, Исполнительный регламент Соглашения о почтовых посылках (Вена, 10 июля 1964 г.), в которых содержатся правила применения, необходимые для выполнения Конвенции и Соглашений, утверждаемые Советом почтовой эксплуатации с учетом решений Конгресса.
О ратификации Устава и других актов Всемирного почтового союза СССР см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1977 г. N 6743-IX.
Международное сотрудничество в области почтовой связи осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (ст. 41 Федерального закона «О почтовой связи»).
В числе международных договоров РФ в области международной почтовой связи можно назвать:
- Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об обмене почтовыми посылками (Вашингтон, 25 февраля 1939 г.);
- Соглашение между Министерством связи РФ и Министерством связи Туркменистана о сотрудничестве по вопросам связи (Киев, 17 ноября 1992 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области связи (Киев, 26 мая 1993 г.);
- Соглашение по организации обмена по почтовым денежным переводам (Москва, 14 января 1994 г.);
- Протокол об облегчении процедуры почтовых отправлений и обеспечении свободной подписки и доставки периодических изданий между государствами — участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года(Москва, 24 ноября 1998 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области связи (Нью-Дели, 21 декабря 1998 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (Афины, 28 июля 1999 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи, а также информационных технологий (Москва, 15 октября 2002 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области почтовых денежных переводов физических лиц (Баку, 4 декабря 2006 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области информационных технологий и связи (Кишинев, 14 ноября 2008 г.) и др.
Правоотношения в сфере перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях регламентированы таможенным законодательством государств — членов Таможенного союза, в частности:
- Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (гл. 44);
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»;
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;
- Почтовыми правилами (принятыми Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 г.);
- решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации»;
- решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений» и др.
К законодательству РФ, регламентирующему вопросы международной почтовой связи, можно отнести:
- комментируемый Закон;
- Федеральный закон «О почтовой связи»;
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221;
- Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459;
- Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»;
- Приказ Минсвязи РФ от 14 апреля 2000 г. N 65 «О координации работ по участию Министерства Российской Федерации по связи и информатизации в деятельности международных организаций связи»;
- Приказ Минсвязи РФ от 31 декабря 2003 г. N 160 «О возложении функций службы международной ускоренной почты на ФГУП «Почта России»;
- Приказ Минсвязи РФ от 31 октября 2003 г. N 128 «Об осуществлении взаиморасчетов между организациями федеральной почтовой связи за услуги почтовой связи»;
- Приказ ГТК РФ от 3 декабря 2003 г. N 1381 «Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях»;
- Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»;
- Методика по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденная Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14 июня 2006 г. N 75;
- Приказ Федеральной таможенной службы и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 октября 2011 г. N 2099/258 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» и др.
Международная почтовая связь представляет собой обмен почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств (см. ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи»).
Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена (определены Приказом Федеральной таможенной службы и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 октября 2011 г. N 2099/258) либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Место международного почтового обмена представляет собой объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также их отправку по назначению (Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221).
Международные почтовые отправления принимаются и оформляются в соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, актами Всемирного почтового союза и международными договорами РФ в области международного почтового обмена.
Требования к международному почтовому отправлению, пересылаемому в рамках международного почтового обмена, предусмотрены п. п. 15, 18, 30, 31 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221.
Так, юридические лица отправляют международные посылки в закрытом виде (опломбированные или опечатанные собственной печатью, а также опломбированные или опечатанные таможенными органами РФ) по спискам установленной формы с приложением необходимого количества таможенных деклараций и сопроводительного бланка к каждой посылке. Почтовые отправления дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций и представительств иностранных государств при этих организациях в РФ для пересылки в пределах РФ, а также почтовые отправления, посылаемые в адрес указанных учреждений, оплачиваются и оформляются как внутренние, но обрабатываются, пересылаются и доставляются в порядке, предусмотренном для международных почтовых отправлений.
В международных почтовых отправлениях пересылаются вложения, не запрещенные:
- к ввозу на территорию РФ;
- к вывозу с территории РФ и к ввозу в государство назначения.
Запреты и ограничения при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях устанавливаются таможенным законодательством РФ.
О таможенном оформлении международных почтовых отправлений см. также Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (гл. 44) Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 317), письмо Федеральной таможенной службы от 8 июля 2011 г.
Транзитная декларация при перемещении международных почтовых отправлений заполняется декларантом в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289, с учетом особенностей, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений».
Необходимо отметить, что при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях за границу, а также при их получении таможенное декларирование таких товаров производится отправителем с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов и сопровождающих международные почтовые отправления (таможенная декларация формы CN 22, CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачка CP 72, бланк E1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип EMS). Причем предъявление иных документов в качестве таможенной декларации не требуется.
При заполнении документов, принимаемых в качестве таможенной декларации, необходимо указывать полное, точное и подробное описание всех вложенных товаров.
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений обеспечивают почтовые администрации стран — членов Всемирного почтового союза согласно нормам положениями Всемирной почтовой конвенции. В Российской Федерации эти функции осуществляет ФГУП «Почта России».
Для оплаты услуг по пересылке международной письменной корреспонденции могут быть предъявлены международные ответные купоны, выпускаемые Международным бюро Всемирного почтового союза (п. 28 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221).
Выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства РФ.
Международные почтовые отправления, на вложения которых таможенным органом, расположенным в месте международного почтового обмена, начислены таможенные платежи, выдаются адресатам (их законным представителям) только после уплаты начисленных таможенных платежей (п. 37 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221). При получении в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца товаров, таможенная стоимость которых превышает 1000 евро, и (или) общий вес которых превышает 31 килограмм, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги с применением единой ставки 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм их веса (см. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.).
Такая же мера действует для товаров, доставляемых в адрес физического лица организацией — экспресс-перевозчиком (DHL, UPS, FedEx, TNT и др.).
Отметим также, что претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством РФ и международными договорами РФ (п. 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221).
В соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции ответственность за утрату международных почтовых отправлений, порчу (повреждение), недостачу вложений в международных почтовых отправлениях, недоставку или нарушение сроков пересылки международных почтовых отправлений возлагается на почтовые администрации.