Юридическая консультация
Юридическая консультация

для жителей Москвы и Московской области

Наши преимущества и особенности
Профессионализм

В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет

Надежность

Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней

Узкая специализация

Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права

Скорость обслуживания

Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут

Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 64. Закона о Связи РФ. Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных действий

1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

  • информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
  • текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

4. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.


Комментарий к ст. 64 Закона о Связи


1. В п. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность операторов связи предоставлять отдельным государственным органам информацию, которая необходима этим органам для выполнения возложенных на них задач.

К числу указанных органов отнесены:

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В соответствии Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к таким органам отнесены оперативные подразделения:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;
  • органов федеральной службы безопасности;
  • Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
  • таможенных органов Российской Федерации;
  • Службы внешней разведки Российской Федерации;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Органов, осуществляющих обеспечение безопасности Российской Федерации. Исходя из Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», к таким органам относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти, к числу которых можно отнести Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Указанным органам операторы связи обязаны предоставлять информацию о:

  • пользователях услугами связи. Что касается содержания такой информации, то следует отметить, что предоставление такой информации должно соответствовать Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Данный Закон предусматривает случаи обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, в частности, если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством РФ;
  • оказанных услугах связи. Думается, что здесь федеральный законодатель имел в виду перечень услуг связи, которые были оказаны конкретным оператором связи с указанием наименования пользователей услугами связи, которым они были оказаны и общие характеристики услуг связи.

Также к информации, которую операторы связи обязаны предоставлять вышеуказанным государственным органам, п. 1 комментируемой статьи относит иную информацию, которая необходима этим органам для выполнения возложенных на них задач. Так, в соответствии с подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248, к задаче Министерства внутренних дел РФ отнесено обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. В связи с этим на операторов связи могут быть возложены обязанности по предоставлению органам внутренних дел информации об угрозе жизни и здоровью граждан, которая им стала известна в результате их деятельности, но только, как указано в п. 1 комментируемой статьи, если случаи предоставления такой информации установлены федеральными законами. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2010 г. N А39-1941/2010 указано, что открытое акционерное общество «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия А.А. Чиркина. От 4 мая 2010 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Как следует из материалов дела, 1 апреля 2010 г. судебный пристав-исполнитель направил в адрес филиала «СМАРТС-Саранск-GSM» ОАО «СМАРТС» в Республике Мордовия запросы о предоставлении в семидневный срок информации о том, являются ли указанные в запросах лица, в отношении которых возбуждены исполнительные производства, абонентами компании (с указанием номеров телефонов указанных лиц и сумм денежных средств, находящихся на их счетах).

Общество отказалось предоставить информацию, указав, что операторы связи не вправе в рамках действующего законодательства передавать судебным приставам-исполнителям сведения об абонентах и оказываемых им услугах.

Как справедливо отмечено в указанном судебном решении, в силу ст. 64 Закона о связи только уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, операторы связи обязаны предоставлять информацию об абонентах.

Судебный пристав-исполнитель не относится к органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, закон не содержит прямого указания на полномочие судебных приставов-исполнителей запрашивать у операторов связи сведения об абонентах — физических лицах.

Кроме того, сведения об абонентах содержат персональные данные, под которыми в силу ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

2. Содержание п. 2 комментируемой статьи заключается в возложении на операторов связи обязанности выполнять установленные Министерством связи и массовых коммуникаций РФ отдельные требования к сетям и средствам связи. К таким требованиям следует отнести все нормативно определенные требования к сетям и средствам связи, помимо общих установленных требований к сетям и средствам связи, например, Требования к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации, утвержденные Приказом Министерства связи массовых коммуникаций РФ от 2 марта 2009 г. N 31, Требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, утвержденные Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 9 января 2008 г. N 1. В качестве примера таких требований можно привести Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Правила применения оборудования оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, утвержденные Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 11 июля 2011 г. N 174. Данные правила, в частности, предусматривают, что технические средства оперативно-розыскных мероприятий оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи обеспечивают:

  • доступ к информации, передаваемой в соединении и (или) сообщении электросвязи абонентов — пользователей услугами связи, а также доступ к информации о местоположении абонентов, в отношении которых принято решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • возможность ведения перечня и занесения в него данных об абонентских номерах и (или) идентификаторах с параметрами контроля, заданными командой, передаваемой из пункта управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;
  • формирование канала передачи данных N 1 для приема команд управления и передачи на пункт управления ОРМ сообщений в ответ на команды, а также для передачи сообщений электросвязи (SMS, EMS, USSD), прием или передача которых осуществляется с участием объектов контроля;
  • формирование канала передачи данных N 2 для передачи на пункт управления ОРМ сообщений о соединениях с участием объектов контроля;
  • передачу на пункт управления оперативно-розыскных мероприятий сообщений о контролируемых соединениях, а также информации, передаваемой в сообщениях электросвязи (SMS, EMS, USSD), прием или передача которых осуществляется с участием объектов контроля.

Также в п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что вышеуказанные требования устанавливаются Министерством связи и массовых коммуникаций РФ по согласованию с органами, указанными в п. 1 комментируемой статьи. В то же время из приведенных в качестве примера требований не следует, что они были согласованы с органами, осуществляющими проведение оперативно-розыскных мероприятий. Между тем возможно предположить, что такое согласование осуществляется и в данном случае осуществлялось в виде направления в такие государственные органы проекта разработанных Министерством связи и массовых коммуникаций РФ требований для получения либо удостоверительной надписи на указанном проекте либо отдельного письма о согласии соответствующего государственного органа с этим проектом.

Как указано в п. 2 комментируемой статьи вышеуказанные требования к сетям и средствам связи устанавливаются для проведения соответствующими государственными органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач. Так, государственные органы, на которых возложены задачи о поведении оперативно-розыскных мероприятий, используют, в частности, такую функцию сетей и средств связи, как контроль соединений при пользовании объектами контроля услугами связи, изменяющими направление вызова либо обеспечивающими возможность одновременного разговора с несколькими абонентами. При этом контролируется информация, передаваемая всеми участниками соединения.

Также п. 2 комментируемой статьи на операторов связи возлагается обязанность по принятию мер по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Организационные приемы представляют собой совокупность мероприятий, направленных на упорядочение действий сотрудников оператора связи по использованию сетей и средств связи, предназначенных, исходя из приведенных требований, для обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий. Тактические приемы представляют собой использование при проведении оперативно-розыскных мероприятий научных идей и установок в области криминалистической науки для оказания помощи в раскрытии и предупреждении преступлений. В свою очередь, мерами по недопущению раскрытия таких приемов необходимо понимать действия, в результате которых доступ лиц, не являющихся уполномоченными в сфере проведения оперативно-розыскных мероприятий, к таким приемам исключается.

3. В п. 3 комментируемой статьи определен порядок приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам. Этот порядок сводится к тому, что приостановление оказания услуг связи осуществляется на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органов, указанных в п. 1 комментируемой статьи. Под мотивированным решением следует понимать в данном случае письменно изложенное решение, в котором содержится ясное и четкое обоснование приостановления оказания услуг связи вышеуказанным лицам.

В то же время п. 3 комментируемой статьи содержит достаточно неопределенную формулировку о том, что такое решение принимает один из руководителей. Как правило, руководителями органов являются министр, начальник, руководитель. Иными словами, руководитель — всегда один. Но поскольку п. 3 комментируемой статьи сформулирован указанным образом, то думается, что к руководителям федеральный законодатель относит также и заместителей министра, начальника и руководителя. При этом п. 3 комментируемой статьи подобно п. п. 1 и 2 комментируемой статьи содержит оговорку о случаях, установленных федеральными законами. Опять же обратимся к судебной практике. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 58-Впр11-2 указано, что прокурор г. Хабаровска обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с иском к ЗАО «Транстелеком-ДВ» об ограничении доступа к интернет-сайту https://<…>.com, в частности к ресурсам https://<…>/, https://<…>/, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта без указания срока ограничения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка и выявлен интернет-сайт, на котором размещены материалы, освещающие деятельность Национал-большевистской партии, входящие в перечень материалов, признанных экстремистскими.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством РФ в области связи.

В вышеуказанном определении в силу ст. 12 данного Федерального закона указывается, что в силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал.

Помимо порядка приостановления оказания услуг связи физическим и юридическим лицам п. 3 комментируемой статьи содержит также и основания возобновления оказания таких услуг — решение суда либо мотивированное решение в письменной форме одного из вышеуказанных руководителей. В то же время формулировка данных оснований содержит один очень существенный недостаток — она не определяет случаи, когда должно быть принято решение суда, а когда достаточно решения одного и руководителей государственных органов. Относительно решения суда, думается, что оно принимается в рамках особого производства в соответствии с ГПК РФ — в частности, дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, — обстоятельство или обстоятельства, при которых основания для приостановления оказания услуг связи физическим и юридическим лица отпали.

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму на нормативный правовой акт Правительства РФ, которым устанавливается Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации. Этот Порядок определен в Правилах взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538, согласно которым органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия осуществляют органы внутренних дел, являющиеся уполномоченными органами, в том числе в интересах других уполномоченных органов.

Руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. Этот план разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в трех экземплярах, из которых два экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, один экземпляр хранится у оператора связи.

5. В п. 5 комментируемой статьи определена еще одна обязанность операторов связи о том, что они обязаны государственным органам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, оказывать содействие при проведении следственных действий. Такое содействие, безусловно, должно оказываться в рамках уголовно-процессуального законодательства. Так, например, ст. 186.1 УПК РФ регулируется такое следственное действие, как получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Согласно ч. 4 указанной статьи получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответы на вопросы прямо сейчас

Задать вопрос юристу

Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.