Юридическая консультация
Юридическая консультация

для жителей Москвы и Московской области

Наши преимущества и особенности
Профессионализм

В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет

Надежность

Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней

Узкая специализация

Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права

Скорость обслуживания

Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут

Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 37. Закона о Связи РФ. Приостановление действия лицензии

1. Лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае:

  • выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;
  • выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий;
  • неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг.

2. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

  • выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • аннулирования разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи;
  • невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.

3. Предупреждение о приостановлении действия лицензии, а также решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с указанием основания принятия такого решения или вынесения предупреждения не позднее чем через десять дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.

4. Лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии.


Комментарий к ст. 37 Закона о Связи


1. Пункт 1 комментируемой статьи, с точки зрения гражданского процессуального законодательства, можно сказать, определяет досудебный порядок урегулирования спора, а именно предоставляет лицензирующему органу право до приостановления действия лицензии вынести предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии, а также закрепляет случаи такого предупреждения. В то же время обратим внимание на то, что п. 1 комментируемой статьи закрепляет именно право лицензирующего органа внести такое предупреждение, а не его обязанность. Соответственно, если лицензирующий орган не вынесет такое предупреждение, то лицензиат и не будет извещен о дальнейшем приостановлении действия лицензии.

К случаям приостановления действия лицензии п. 1 комментируемой статьи относит:

  • нарушение лицензиатом норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области связи, если такое нарушение выявлено государственными органами, уполномоченными на выявление такого нарушения. В соответствии с Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110, таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

В частности, к такому нарушение можно отнести непринятие операторами связи организационных и технических мер, направленных на предотвращение доступа к линиям связи, сооружениям связи, средствам связи, находящимся как внутри, так и вне сооружений связи, как того требует п. 2 требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 9 января 2008 г. N 1;

  • нарушение лицензиатом лицензионных условий, опять же если такое нарушение выявлено уполномоченным на то государственным органом. С учетом положений Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 к такому нарушению можно отнести непредоставление абоненту или пользователю междугородных телефонных соединений;
  • неоказание услуг связи в течение более чем трех месяцев. Данное обстоятельство в случае его наступления будет свидетельствовать о том, что лицензиат не осуществляет той деятельности, для которой им была получена лицензия. Кроме того, подп. 3 п. 1 комментируемой статьи к этому основанию относит также и неоказание таких услуг с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг. В то же время если провести анализ Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, то можно сделать вывод о том, что такое нарушение является в том числе и нарушением лицензионных условий, поэтому может быть отнесено и к основанию направления предупреждения, указанного в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи. Также обратим внимание на то, что подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в отличие от предыдущих подпунктов не требует того, чтобы указанное обстоятельство было установлено уполномоченным на то государственным органом.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает случаи, при которых лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии и, если сравнивать данное положение с п. 1 комментируемой статьи, то приостановить действие лицензии лицензирующий орган может без вынесения предупреждения. К таким случаям относятся:

Выявление особых нарушений. К таким особым нарушениям относятся нарушения, которые могут повлечь за собой причинение ущерба следующим объектам:

  • правам человека, под которыми следует понимать меры возможного поведения человека;
  • законным интересам человека, то есть мерам возможного поведения, которые законодательством РФ не предусмотрены, но и не противоречат ему, если не затрагивают прав других лиц;
  • жизни и здоровью человека — виду прав человека, которые в первую очередь гарантируются Конституцией РФ;
  • обеспечению нужд государственного управления — то есть потребностям государства в целом, которые связаны с осуществлением управленческих функций органов государственной власти Российской Федерации;
  • президентской связи. В соответствии с п. 6 Положения о президентской связи, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 2003 г. N 759, к видам президентской связи относятся:
  • шифрованная, конфиденциальная и открытая телефонная связь, в том числе прямая международная шифрованная и открытая телефонная связь с главами государств и главами правительств зарубежных государств, установивших на основе межправительственных соглашений такую связь с Российской Федерацией;
  • шифрованная документальная связь, в том числе прямая международная шифрованная документальная связь с резиденциями глав государств и глав правительств зарубежных государств, установивших на основе межправительственных соглашений такую связь с Российской Федерацией;
  • правительственная связь;
  • нуждам обороны страны. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
  • безопасности государства и обеспечению правопорядка. Понятия безопасности государства и обеспечения правопорядка приведены в комментарии к ст. 1. Под правопорядком, в свою очередь, необходимо понимать соблюдение гражданами Российской Федерации положений законодательства РФ при их взаимодействии с другими гражданами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 1);
  • аннулирование разрешения Государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот. Аннулирование предполагает отмену действия разрешения Государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот с того момента, когда это разрешение было выдано. Иными словами, это признание разрешения Государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот недействительным, что влечет за собой отмену всех тех последствий, которые повлекла за собой выдача такого разрешения. При этом подп. 2 п. 2 комментируемой статьи содержит оговорку о том, что такой случай является случаем приостановления действия лицензии, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи. Возникает в этом случае вопрос о том, а возможны ли такие ситуации, когда аннулирование разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот не приведет к невозможности оказания услуг связи. На наш взгляд, таких ситуаций быть не может, потому что в противном случае это будет оказание услуг связи при отсутствии правовых оснований для такого оказания, так как если услуги связи предполагают использование радиочастот, то согласно ст. 24 комментируемого Закона такое разрешение необходимо;
  • невыполнение лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений, а также предписания, которое было вынесено при предупреждении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что лицензиат, несмотря на вынесение предписания или предупреждения лицензирующего органа, продолжает допускать нарушения. В связи с этим, для того чтобы предотвратить это нарушение, федеральным законодателем предоставлено лицензирующему органу право приостановить действие лицензии.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет порядок направления лицензиату предупреждения о приостановлении действия лицензии и решения о приостановлении действия лицензии. Пунктом 3 комментируемой статьи определено, что такие предупреждение и решение доводятся до лицензиата в письменной форме. Вместе с тем возникает вопрос о том, что необходимо понимать под термином «доводится». Считаем, что в данном случае необходимо понимать доведение вышеуказанных решения и предупреждения почтовым отправлением. При этом в решении о приостановлении действия лицензии в письменной форме необходимо указать сведения о приостановлении действия лицензии, а в предупреждении — сведения о том, что в случае неустранения лицензиатом выявленных нарушений действие лицензии будет приостановлено. Кроме того, полагаем, что при доведении до лицензиата решения о приостановлении действия лицензии необходимо указать условия, при которых действие лицензии будет возобновлено.

Кроме того, п. 3 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого лицензирующий орган доводит до лицензиата вышеуказанные решение или предупреждение, — в пределах десяти дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения, то есть в течение десяти дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения они должны быть доведены до лицензиата.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает обязанности лицензирующего органа в части, касающейся вынесения предупреждения лицензиату о приостановлении действия лицензии. Прежде всего, как указано в п. 4 комментируемой статьи, лицензирующий орган обязан установить разумный срок для устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. При этом возникает вопрос о том, как понимать термин «разумный срок»? Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что этот срок не может быть больше шести месяцев. То есть лицензирующий орган вправе в пределах шести месяцев установить любой срок для устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии.

Также п. 4 комментируемой статьи закрепляет последствие неустранения лицензиатом выявленного нарушения, послужившего основанием для вынесения такого предупреждения. В этом случае лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии. Так, общество с ограниченной ответственностью «Пентаком» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным п. 4.2 акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Москве и Московской области от 20 октября 2005 г. N 16516-77-04-3/13. Решением от 20 апреля 2005 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

Требования о проверке законности решения от 20 апреля 2005 г. в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции не учтена невозможность по техническим и организационным причинам устранить выявленное нарушение. При принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не применены подлежащие применению п. 4.4.4 Приказа Минсвязи от 20 апреля 1999 г. N 71, п. 3.13 Приказа Ростелекома России от 3 июля 1999 г. N 10. Согласно названному пункту Управлением принято решение о направлении акта проверки для решения вопроса о приостановления действия лицензии Минсвязи N 165/6 в Федеральную службу по надзору в сфере связи, которое мотивировано ссылкой на п. 4 ст. 37 комментируемого Закона.

Нарушения, повлекшие за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии, согласно акту проверки от 20 января 2005 г. N 16516-77-04-3/13 в установленный срок не устранены.

Это обстоятельство в силу п. 4 ст. 37 Федерального закона «О связи» является основанием для рассмотрения в установленном порядке вопроса о приостановлении действия лицензии.

Следовательно, направление в компетентный орган для рассмотрения вопроса о приостановлении действия лицензии соответствующих материалов не противоречит законодательству. То обстоятельство, что в результате принятия п. 4.2 права и законные интересы общества нарушены, заявителем не доказано. Поэтому правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2005 г. N КА-А40/8027-05 отказано в удовлетворении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пентаком».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответы на вопросы прямо сейчас

Задать вопрос юристу

Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.