1. Лицензиат может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений в лицензию, в том числе в лицензионные условия.
Лицензирующий орган обязан рассмотреть такое заявление и известить заявителя о принятом решении в срок, не превышающий шестидесяти дней.
2. При необходимости внесения в лицензию изменений или дополнений, касающихся наименования услуг связи, территории, на которой действует лицензия, или использования радиочастотного спектра, выдается новая лицензия в порядке, предусмотренном для ее выдачи.
3. В случае изменения законодательства Российской Федерации лицензирующий орган по своей инициативе вправе вносить изменения и дополнения в лицензионные условия с извещением об этом лицензиата в течение тридцати дней. В извещении указывается основание принятия этого решения.
Комментарий к ст. 36 Закона о Связи
1. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет соискателю лицензии право обратиться в лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений в лицензию, в том числе в лицензионные условия. Под изменениями необходимо понимать замену действующих положений, содержащихся в лицензии и (или) нормативном правовом акте Правительства РФ, предусматривающем лицензионные условия, либо исключение определенных положений, а под дополнениями — включение в лицензию и (или) нормативный правовой акт Правительства РФ, предусматривающий лицензионные условия, положений, наряду с действующими в них положениями. Отметим, что в отличии от переоформления лицензии внесение изменений и дополнений в лицензию или лицензионные условия не предполагает выдачу нового документа (лицензии), как это происходит при переоформлении лицензии. При внесении изменений и дополнений изменяется или дополняется действующее разрешение (лицензия), которое имеется у лицензиата.
Обратим внимание на то, что и п. 1 комментируемой статьи и комментируемая статья в целом содержат очень существенное противоречие в части, касающейся несоответствия названия комментируемой статьи ее содержанию. Такое несоответствие проявляется в том, что исходя из названия комментируемой статьи она должна регулировать только вопросы внесения изменений и дополнений в лицензию, а согласно, в частности, п. 1 комментируемой статьи она регулирует также и вопросы внесения изменений и дополнений в лицензионные условия.
В то же время реализовать механизм внесения изменений или дополнений в лицензионные условия представляется, на наш взгляд, довольно затруднительным. Если речь идет об изменении или дополнении лицензии, то никаких проблем, на наш взгляд, не возникает, так как лицензию выдает непосредственно лицензирующий орган, который, в свою очередь, может внести в нее изменения или дополнения. Это осуществляется исходя из п. 1 комментируемой статьи на основании заявления лицензиата. А лицензионные условия содержатся в нормативном правовом акте Правительства РФ, а именно в Постановлении Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий». Соответственно, для того чтобы внести изменения или дополнения в лицензионные условия, необходимо, чтобы лицензирующий орган поставил перед Правительством РФ вопрос о внесении изменений или дополнений в его нормативный правовой акт, но Правительство РФ может, в свою очередь, решить этот вопрос как положительно, так и отрицательно, то есть не внести изменения или дополнения в лицензионные условия, содержащиеся в нормативном правовом акте Правительства РФ.
Кроме того, п. 1 комментируемой статьи содержит аналогично иным положениям комментируемого Закона недостаток, заключающийся в том, что он не определяет случая или основания, когда лицензиат может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений. Из действующей редакции можно сделать вывод о том, что с таким заявлением лицензиат может обратиться в любом случае по своей инициативе, в том числе и тогда, когда он не может в дальнейшем соблюдать какое-либо лицензионное условие и в этой связи обращается в лицензирующий орган с заявлением об исключении этого лицензионного условия.
Также п. 1 комментируемой статьи устанавливает для лицензирующего органа срок, в течение которого он обязан не только принять решение о внесении изменений или дополнений в лицензию и лицензионные условия, но и известить о своем решении лицензиата, то есть собственно заявителя. Этот срок не должен превышать шестьдесят дней. Между тем п. 1 комментируемой статьи не устанавливает событие, действие или период времени, которыми определено начало течения этого срока. Думается, что самым вероятным событием для начала течения этого срока будет следующий день после дня подачи лицензиатом заявления в лицензирующий орган.
В то же время на практике может возникнуть проблема с реализацией принятого лицензирующим органом решения, если оно касается внесения изменений или дополнений в лицензионные условия, так как в конечном счете вносятся они Правительством РФ в нормативный правовой акт Правительства РФ, а не лицензирующим органом. Поэтому если лицензирующий орган и примет положительно решение, то нет никаких гарантий того, что Правительство РФ примет аналогичное решение и внесет изменения или дополнения в лицензионные условия.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет основания, когда внесение изменений или дополнений в лицензию осуществляется не путем включения в действующую выданную лицензию новых положений, исключения действующих положений, замены одних положений на другие, а путем выдачи нового разрешения (лицензии). В связи с этим возникает вопрос, каким образом отличить выдачу новой лицензии в порядке внесения изменений или дополнений в лицензию от переоформления лицензии (см. комментарий к ст. 35). Отличать необходимо по следующим критериям:
- основания: основаниями для переоформления лицензии являются реорганизация юридического лица или изменение реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для внесения изменений или дополнений в лицензию в данном случае основаниями являются изменение наименования услуг связи, территории, на которой действует лицензия, или использования радиочастотного спектра;
- порядок: при оформлении лицензии действует порядок, предусмотренный ст. 35 комментируемого Закона, когда в лицензирующий орган обращаются правопреемники или правопреемник либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которых изменились реквизиты.
Кроме того, как мы уже отметили, при внесении изменений или дополнений в лицензию действует порядок, установленный комментируемым Законом для первоначального оформления лицензии. Иными словами, лицензиат должен вновь обратиться к лицензирующему органу с заявлением с приложением документов, требуемых в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона. Считаем, что такое положение п. 2 комментируемого Закона создает для лицензиата трудности, поскольку лицензиат вынужден не только написать заявление в лицензирующий орган, но и вновь приложить документы либо их нотариально заверенные копии, как это требуется согласно ст. 30 комментируемого Закона.
3. Пункт 3 комментируемой статьи распространяется на порядок внесения изменений и дополнений в лицензионные условия, предоставляя лицензирующему органу право вносить изменения или дополнения в лицензионные условия. При этом п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что такие изменения и дополнения вносятся лицензирующим органом по своей инициативе. В совокупности с п. 1 комментируемой статьи отметим, что собственно лицензирующий орган не может внести изменения или дополнения в лицензионные условия, поскольку они содержатся в постановлении Правительства РФ. В связи с этим лицензирующий орган может по своей инициативе только поставить вопрос перед Правительством РФ о внесении таких изменений или дополнений.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовые основания возможности лицензирующего органа внести такие изменения и дополнения в лицензионные условия — изменения законодательства РФ. В то же время возникает вопрос, каким образом в случае изменений законодательства РФ внести изменения или дополнения в лицензионные условия, если лицензирующий орган по своей инициативе не поставит об этом вопрос. Думается, что в таком случае этот вопрос должно решить само Правительство РФ, так как уже было отмечено, что лицензионные условия содержатся в нормативном правовом акте Правительства РФ — постановлении.
Также п. 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность лицензирующего органа известить лицензиата о внесении таких изменений и дополнений, определяя при этом срок такого извещения — тридцать дней. Однако п. 3 комментируемой статьи не устанавливает действие, событие или период времени, которыми могло бы быть определено начало течения этого срока, а именно либо сам факт принятия лицензирующим органом решения о внесении таких изменений или дополнений, либо факт внесения таких изменений или дополнений. Думается, что самым правильным началом исчисления такого тридцатидневного срока будет факт внесения в лицензионные условия изменений и дополнений. Однако в п. 3 комментируемой статьи мы видим требование об указании в извещении оснований принятия лицензирующим органом решения о внесении таких изменений и дополнений. Но думается, что поскольку основанием внесения изменений и дополнений является не решение лицензирующего органа, а изменения законодательства РФ, то срок необходимо исчислять именно с конечного результата, то есть с момента внесения изменений или дополнений в лицензионные условия, то есть в постановление Правительства РФ.