Юридическая консультация
Юридическая консультация

для жителей Москвы и Московской области

Наши преимущества и особенности
Профессионализм

В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет

Надежность

Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней

Узкая специализация

Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права

Скорость обслуживания

Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут

Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 22. Закона о Связи РФ. Регулирование использования радиочастотного спектра

1. Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

2. В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее — государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положением о государственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 60-ФЗ.

4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
  • сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот;
  • право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • платность использования радиочастотного спектра;
  • недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
  • конверсия радиочастотного спектра;
  • прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания, бортовые радиостанции, используемые на воздушных судах, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции. Выдача разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции, утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным Правительством Российской. Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и регистрации не подлежат.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.


Комментарий к ст. 22 Закона о Связи


1. В п. 1 комментируемой статьи определяется статус регулирования использования радиочастотного спектра, под которым необходимо понимать совокупность мероприятий, направленных на упорядочение и обеспечение использования радиочастотного спектра. Согласно статусу такого регулирования оно является исключительным правом государства. Исключительное право означает наличие возможности в соответствии с законодательством только у одного субъекта, в данном случае государства, либо группы субъектов. Такое регулирование согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Понятие международного договора — см. комментарий к ст. 17. Указанное регулирование осуществляется следующими способами:

  • экономические мероприятия — мероприятия, связанные с использованием экономических приемов и экономических достижений (разработок);
  • организационные мероприятия — мероприятия, предполагающие использование управленческих методов для регулирования использования радиочастотного спектра;
  • технические мероприятия — мероприятия, направленные на совершенствование и материальное обеспечение деятельности технических средств, необходимых для регулирования использования радиочастотного спектра.

В совокупности все вышеуказанные мероприятия должны быть связаны с конверсией радиочастотного спектра и направлены на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для государственных нужд: государственное управление, оборона страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка. Ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов — совокупность действий, направленных на обеспечение возможности использования полезных технологий и основных моделей деятельности, содержащих потенциальную возможность совершенствования использования радиочастотного спектра. Эффективное использование, в свою очередь, предполагает такое использование, при котором радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства могут принести максимально больший результат. При этом п. 1 комментируемой статьи ограничивает сферы такого эффективного использования:

  • социальная сфера — совокупность общественных отношений, направленных на удовлетворение бытовых и иных жизненных потребностей граждан;
  • экономика — совокупность производственных и товарно-денежных отношений в обществе конкретного государства и на международной арене;
  • государственные нужды, среди которых указаны государственное управление, оборона страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка. Между тем обратим внимание, что такой перечень государственных нужд был закреплен в некоторых статьях комментируемого Закона (например, ст. ст. 1 и 16, а также п. 4 комментируемой статьи). Однако 8 декабря 2011 г. Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в комментируемый Закон были внесены изменения, в которых термин «государственное управление» в соответствующих падежах был изменен на «государственные органы» в соответствующих падежах. В то же время мы видим, что формулировка п. 1 комментируемой статьи остается «нетронутой». По нашему мнению, это — существенная правовая ошибка со стороны федерального законодателя.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет орган, который в Российской Федерации осуществляет регулирование использования радиочастотного спектра. Таким органом является Государственная комиссия по радиочастотам. Как указано в п. 2 комментируемой статьи, данная комиссия обладает всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Под полнотой полномочий следует понимать право такой комиссии осуществлять все те полномочия, которые ей предоставлены федеральным законодательством непосредственно и без каких-либо вмешательств и исключений.

За Правительством РФ п. 2 комментируемой статьи закреплены полномочия по утверждению положения о государственной комиссии по радиочастотам, а также ее состава. Кроме того, в п. 2 комментируемой статьи определены требования к такому положению, а именно оно должно содержать:

  • порядок распределения радиочастот;
  • порядок принятия решений государственной комиссии по радиочастотам;
  • состав государственной комиссии по радиочастотам.

Вышеуказанное Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 336. Данное Положение содержит все вышеназванные структурные части. Согласно ему Государственная комиссия по радиочастотам (далее — Комиссия) является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ и осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Основной задачей Комиссии является обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного ресурса, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, в интересах всех пользователей в соответствии с установленными приоритетами.

Комиссия осуществляет, в частности, такие функции как:

  • организация разработки концепции распределения и использования радиочастотного спектра в Российской Федерации;
  • обеспечение доступа пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов;
  • организация проведения научно-технических исследований в области использования радиочастотного спектра.

Что касается порядка распределения радиочастот, то Комиссия разрабатывает проекты Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.

Комиссия представляет в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ для внесения в Правительство РФ на утверждение проекты Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, а также проекты актов о внесении в них изменений. Распределение полос радиочастот осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.

В отношении порядка принятия решений Комиссией отметим, что все вопросы, связанные с выполнением Комиссией возложенных на нее функций, рассматриваются на заседаниях Комиссии, и по ним принимаются соответствующие решения.

Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии, а при его отсутствии — заместитель председателя. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии без права замены. Члены Комиссии имеют равные права при обсуждении рассматриваемых на заседании Комиссии вопросов. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием членов Комиссии, обладающих правом решающего голоса. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании. Решения, принятые Комиссией в пределах своей компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.

И, наконец, относительно состава поясним, что Комиссия формируется на коллегиальной основе. Комиссию возглавляет председатель, являющийся Министром связи и массовых коммуникаций РФ. Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии, несет ответственность за выполнение возложенных на нее функций. Председатель Комиссии имеет заместителя, являющегося руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Комиссия действует в составе представителей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной антимонопольной службы (с правом совещательного голоса), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федерального агентства связи, Федерального космического агентства, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и других органов. Персональный состав Комиссии утверждается Правительством РФ по представлению председателя Комиссии.

В п. 2 комментируемой статьи содержится запрет на участие представителя федерального органа исполнительной власти, являющегося членом Комиссии, если он имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения. Такое решение федерального законодателя, на наш взгляд, является абсолютно верным, поскольку в этом случае Комиссия будет «защищена» от предвзятости данного члена Комиссии, от коррумпированности Комиссии в целом и от субъективности при принятии соответствующего решения.

3. В п. 3 комментируемой статьи определяется орган, осуществляющий организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения — радиочастотная служба. Под вышеуказанными радиочастотами, каналами, средствами и устройствами гражданского назначения следует понимать такие радиочастоты, каналы, средства и устройства, которые направлены на обеспечение потребностей граждан и юридических лиц в экономической, производственной и социальной сферах.

Понятие организационных и технических мер — см. комментарий к п. 1 комментируемой статьи. В п. 3 комментируемой статьи указано, что вышеуказанные меры осуществляются во исполнение решений Государственной комиссии по радиочастотам, то есть с целью «претворения в жизнь» принятых ею решений. Также в п. 3 комментируемой статьи определено, что положение о радиочастотной службе утверждается Правительством РФ. Данное Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 279, согласно которому радиочастотная служба представляет собой единую систему, включающую в себя находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральное государственное унитарное предприятие — Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия — радиочастотные центры федеральных округов.

Радиочастотная служба выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль);
  • обеспечивает надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • оказывает содействие в обеспечении международной правовой защиты присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов.

К полномочиям радиочастотной службы, в частности, относятся:

  • осуществление радиоконтроля;
  • проведение расчетов электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, в том числе радиоэлектронных средств иностранных государств, с радиоэлектронными средствами Российской Федерации;
  • разработка планов частотно-территориального размещения радиоэлектронных средств;
  • проведение экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, а также оформление заключений о результатах этой экспертизы;
  • выполнение работ по определению необходимости проведения процедуры международной координации использования присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов.

4. В п. 4 комментируемой статьи определены принципы, в соответствии с которыми осуществляется использование в Российской Федерации радиочастотного спектра. Вообще под принципами принято понимать основополагающие начала, в соответствии с которыми осуществляется что-либо, в данном случае использование радиочастотного спектра. К таким принципам относятся:

  • разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру. Данный принцип означает, что получить доступ, то есть возможность использовать полосы радиочастот возможно только лишь на основании разрешения, под которым понимается официальный документ, предоставляющий право на такое использование. Такое разрешение в соответствии с федеральным законодательством выдает Комиссия путем распределения полос радиочастот;
  • сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот. Под указанным сближением необходимо принимать установление в Российской Федерации условий распределения и использования полос радиочастот аналогичных соответствующим условиям, установленным на международной арене, либо приведение уже установленных в Российской Федерации таких условий в соответствие с международными. Так, согласно Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи, принятому в Женеве 6 декабря 1979, имея в виду, что использование распределенных полос частот и фиксированных позиций на геостационарной орбите отдельными странами или группами стран может начаться в разное время в зависимости от потребностей и готовности технических средств стран, регистрация в МКРЧ частотных присвоений для служб космической радиосвязи и их использование не должны давать никакого постоянного приоритета никакой стране или группе стран и не должны препятствовать созданию космических систем другими странами;
  • право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В данном случае представляется немного непонятной позиция федерального законодателя об отнесении указанного права к числу принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра, поскольку под правом необходимо понимать юридическую возможность пользователей использовать радиочастотный спектр в целях оказания услуг связи. Поэтому это именно право пользователей, но не принцип использования радиочастотного спектра. С точки зрения федерального законодателя, было бы правильным определить формулировку такого принципа следующим образом: «обеспечение каждому пользователю доступа к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов». Государственные приоритеты предполагают необходимость удовлетворения прежде всего тех нужд государства и государственных органов, которые определены в законодательстве, в данном случае в комментируемом Законе. К числу государственных нужд помимо нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка отнесены также и экологическая безопасность, предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Исходя из Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под предотвращением таких ситуаций следует понимать комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
  • платность использования радиочастотного спектра. Данный принцип основан на Правилах установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных Постановлением от 16 марта 2011 г. N 171, которыми установлено, что в случаях, когда разрешение на использование радиочастотного спектра (радиочастоты или радиочастотного канала) выдано до введения в действие Правил, утвержденных указанным Постановлением, разовая плата за использование радиочастотного спектра уплате не подлежит, а ежегодная плата исчисляется и вносится в соответствии с указанными Правилами с 1 января 2012 года;
  • недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов. Данный принцип прослеживается в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2006 г. N 439-23, которая, в частности, предусматривает, что полоса радиочастот 390 — 470 МГц может использоваться для малоканальных радиорелейных станций прямой видимости на действующих трассах до конца срока амортизации оборудования, полоса радиочастот 456 — 470 МГц может использоваться для передачи телевизионной информации с борта пилотируемых космических аппаратов до окончания срока амортизации земных станций.

Следует отметить, что в отношении п. 2 и абзаца шестого п. 4 комментируемой статьи ставился вопрос в Конституционном Суде РФ о конституционности норм данных пунктов. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» взаимосвязанные положения абзацев первого и второго п. 2 ст. 22, абзацев первого и четвертого п. 2, п. п. 4, 5 и 10 ст. 24 и п. 4 ст. 30 Федерального закона «О связи», определяющие компетенцию Государственной комиссии по радиочастотам, а также положения абзаца шестого п. 4 ст. 22 и п. 2 ст. 23 Федерального закона «О связи», не допускающие бессрочное выделение полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов и устанавливающие требование о периодическом пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами признаны не противоречащими Конституции РФ;

  • конверсия радиочастотного спектра (см. комментарий к ст. 2);
  • прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра. Думается, что данный принцип был определен федеральным законодателем с целью поддержания объективности и всесторонности принятия решений Комиссией о распределении полос радиочастот. Принцип прозрачности означает ясность, достаточную определенность и понятность процедуры принятия решений Комиссией о распределении полос радиочастотного спектра, а также определенность действий по использованию этих полос. Принцип открытости означает возможность любого гражданина или юридического лица получить информацию о распределении и использовании радиочастотного спектра. Частично данный принцип закреплен в Положении о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 336, согласно которому решения Комиссии принимаются открытым голосованием членов Комиссии, обладающих правом решающего голоса.

5. В п. 5 комментируемой статьи определена императивная норма об обязательной регистрации средств связи, иных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения. Под электромагнитным излучением понимают физическое явление, представляющее собой поток энергии от электрического тока. Также в п. 5 комментируемой статьи содержится бланкетная норма о том, что Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и Порядок их регистрации определяются Правительством РФ. Указанные Перечень и Порядок определены в Постановлении Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 «О Порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств». Согласно данному Постановлению регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов).

Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, с указанием:

  • наименования, идентификационного номера налогоплательщика, места нахождения и почтового адреса юридического лица — для юридического лица;
  • фамилии, имени, отчества, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии), места жительства, данных документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, — для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • имени, фамилии, гражданства (в случае его наличия), места регистрации, данных документа, удостоверяющего личность, — для иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • типа, наименования и номера регистрируемого радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства.

К заявлению прилагаются:

  • копия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств (в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством РФ);
  • копия документа об образовании позывного сигнала, если образование такого позывного сигнала предусмотрено Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи;
  • сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • копия договора оператора связи с абонентом, пользовательское (оконечное) оборудование которого работает в сети связи оператора — владельца разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, — в случае, если регистрация пользовательского (оконечного) оборудования осуществляется на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного владельцу сети связи.

Срок действия свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств соответствует сроку действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется.

Срок действия свидетельства о регистрации высокочастотных устройств, а также радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешение на использование радиочастот (радиочастотных каналов), составляет 10 лет, если заявителем не указан меньший срок. Свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Что касается Перечня вышеуказанных средств и устройств, то к ним, в частности, отнесены радиоэлектронные средства фиксированной службы, радиоэлектронные средства радиовещательной службы

При этом п. 5 комментируемой статьи предусматривает исключение из требования о регистрации. Согласно данному исключению не подлежат регистрации судовые и бортовые радиостанции. Под судовой радиостанцией следует понимать радиочастотное устройство, которое используется на:

  • морских судах; согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, плавающие в территориальном или открытом море;
  • судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания, под которыми понимаются собственно самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, плавающие во внутренних водах, к которым относятся воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Под бортовой радиостанцией следует понимать радиочастотное устройство, которое используется на воздушных судах, под которыми ст. 32 ВК РФ понимает летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Поскольку вышеуказанные радиостанции не подлежат регистрации, то п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что такие радиостанции используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции. При этом п. 5 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о том, что за уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти закреплено полномочие выдачи таких разрешений, а также по утверждению формы и порядка выдачи таких разрешений. Данное полномочие реализовано в Приказе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 12 сентября 2011 г. N 227 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река — море) плавания, а также форм бланков таких решений». Обратим внимание, что на сегодняшний день данный Приказ официально не опубликован и, соответственно, не вступил в силу. Тем не менее отметим, что согласно этому Приказу разрешение на судовые радиостанции выдается на одно или несколько радиоэлектронных средств, размещаемых на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река — море) плавания, имеющих национальную принадлежность Российской Федерации.

Разрешения на судовые радиостанции выдаются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на основании заявлений граждан Российской Федерации и заявлений российских юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих судно от своего имени, независимо от того, являются ли они собственником судна или используют его на условиях аренды или на ином законном основании. Выдача разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания осуществляется с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства РФ в области связи.

Разрешение на судовую радиостанцию выдается на срок до 10 лет с учетом:

  • срока действия регистрации судна в Российской Федерации;
  • срока действия договора аренды судна или других документов, подтверждающих право на эксплуатацию судна.

Разрешение на судовую радиостанцию с целью проведения ходовых испытаний выдается сроком до 1 года.

В п. 5 комментируемой статьи определен также перечень средств, в том числе и радиоэлектронных, которые используются на территории РФ с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ. К таким средствам относятся:

  • радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), которыми являются радиоэлектронные средства, при помощи которых осуществляется прием звуковых сообщений от определенного объекта, а также звуковых сообщений от определенного лица (персональные сигналы);
  • электронные изделия бытового назначения — приборы, технические средства, которые используются для семейных, социальных и индивидуальных нужд;
  • средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств — технические радиосредства, при помощи которых определяется местоположение лица или какого-либо объекта. При этом такие средства не должны содержать механизмы и составляющие элементы, от которых идет излучение радиоволн.

В связи с тем что указанные средства используются с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ, согласно п. 5 комментируемой статьи они не подлежат государственной регистрации. Отметим, что в настоящее время каких-либо ограничений такого использования федеральным законодательством не установлено.

В п. 5 комментируемой статьи также содержится императивная норма, запрещающая использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств без государственной регистрации. Но данный запрет распространяется только на те радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, которые подлежат государственной регистрации.

Ответственность за нарушение данного требования предусмотрена ст. 13.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответы на вопросы прямо сейчас

Задать вопрос юристу

Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.