Статья 10. Закона об ОСАГО РФ. Срок действия договора обязательного страхования

1. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

2. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней.

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

• приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;
  • следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.

Комментарий к ст. 10 Закона об ОСАГО

1. Существенное значение для определения взаимных прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО имеет срок его действия, что требует определения момента начала и окончания его течения.

Учитывая, что срок действия договора ОСАГО относится к категории сроков, определяемых периодом времени, его течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Таким событием применительно к договору ОСАГО является уплата страховой премии. Не вступивший в действие договор не порождает прав и обязанностей сторон, в том числе обязанности страховщика произвести выплату при наступлении страхового случая.

Срок действия договора ОСАГО с учетом положений п. 1 ст. 192 ГК РФ истекает в соответствующие месяц и число годичного периода его действия.

2. В некоторых случаях Закон допускает возможность заключения договора на более короткий срок:

• на весь срок временного использования транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории России, но не менее чем на 5 дней;

На срок, не превышающий 20 дней при отсутствии диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств:

• при приобретении транспортного средства (посредством покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год;
  • для следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.

3. Правилами ОСАГО предусматривается возможность досрочного расторжения договора ОСАГО как по инициативе одной из сторон, так и по не зависящим от них основаниям (см. комментарий к ст. 5).

По общему правилу страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства). Исключение составляют случаи:

• ликвидации юридического лица — страхователя;
  • выявления ложных или неполных сведений, предоставленных страхователем при заключении договора, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
  • досрочного отказа страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования, если договором не предусмотрено иное.

Возврат части страховой премии производится страховщиком в течение 14 календарных дней с даты прекращения договора. Однако при этом выплата неустойки в размере 1% от страховой премии за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по договору, предусмотрена только в отношении страхователей — физических лиц.