Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)*(28).
Комментарий к Ст. 127 КРФ
Комментируемая статья учреждает Высший Арбитражный Суд РФ, устанавливает основы его компетенции и определяет место в системе судов арбитражной юрисдикции.
Арбитражная юстиция появилась в России в 1991 г. В отличие от ряда современных государств, имеющих судебные системы, построенные на принципе дуализма судов, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, в России в течение почти 70 лет существовало два принципиально различных подхода к разрешению споров между гражданами (собственно гражданские дела) и между юридическими лицами или, как было принято их называть, организациями, учреждениями и предприятиями (хозяйственные, экономические, торговые дела). Первая категория дел входила в компетенцию (общую предметную подсудность) судов, вторую разрешали специализированные органы системы государственного управления (исполнительной власти) — государственный и так называемый ведомственный арбитраж. Деятельность последних дополнялась в части рассмотрения некоторых видов дел деятельностью диспашерских судов (споры о распределении бремени потерь или убытков при морской общей аварии), международного коммерческого арбитража и третейских судов (существовавших скорее как исключение), а также наличием институтов претензионного типа.
Такое положение дел было предопределено существованием на территории СССР планово-регулируемой экономики, характеризующейся, помимо прочего, не судебными, а административно-командными способами разрешения социальных конфликтов. Другой особенностью общественного строя того времени, явившейся причиной такого положения дел, стал отказ от признания существования права собственности как граждан, так и юридических лиц на большинство возможных объектов (земля, природные ресурсы, недвижимое имущество и т.п.). Суррогатные права — личной собственности (граждане) и оперативного управления (юридические лица) — не предоставляли судам возможности серьезно специализироваться в сфере гражданского права. Отказ от данной экономической системы в конце 80-х годов привел к формированию на территории СССР судов арбитражной или хозяйственной юрисдикции, осуществляющих правосудие по делам, связанным с предпринимательской деятельностью как юридических лиц, так и граждан, поскольку обычные суды не могли справиться с задачей разрешения гражданско-правовых споров в полном объеме. Несколько позже (к 1994 г.) арбитражные суды стали специализироваться также и на рассмотрении административных дел — дел об оспаривании актов и действий (бездействия) органов и должностных лиц системы исполнительной власти, нарушающих права и охраняемые законом интересы в сфере экономики.
В настоящий момент суды арбитражной юрисдикции действуют в РФ в соответствии с конституционными нормами (ст. 118-124, 127-128) и нормами ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», ст. 23-25, 30, 32-33 (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2699; 2004. N 13. Ст. 1111; 2006. N 29. Ст. 3120), а также в соответствии с ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288; 2002. N 30. Ст. 3033). Деятельность этого вида судов урегулирована также Арбитражным процессуальным кодексом 2002 г. (см. комм. к ст. 128).
Высший Арбитражный Суд, согласно комментируемой норме, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматриваемых арбитражными судами.
К числу экономических споров статья 27 АПК относит споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений между организациями — юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, между Российской Федерацией и ее субъектами (обе категории могут быть российскими или иностранными), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К числу иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, относятся также экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда*(39);
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности*(40);
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК).
Кроме того, к компетенции арбитражных судов АПК относит дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);
- о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участником иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности этих обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 33 АПК).
Арбитражные суды также рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Несмотря на столь обширный перечень, он не является закрытым; федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.
Согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе и ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах, в подсистему арбитражной юрисдикции помимо Высшего Арбитражного Суда входят также: федеральные арбитражные суды округов или арбитражные кассационные суды (10 судов), арбитражные апелляционные суды (20) и федеральные арбитражные суды субъектов Федерации (86 судов).
Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют: а) рассмотрение по первой инстанции всех экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции (родовой подсудности) арбитражных судов, за исключением тех, которые отнесены к компетенции (видовой подсудности) Высшего Арбитражного Суда (так называемая остаточная компетенция); б) пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам; в) обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности (см. комм. к ст. 125); д) обладают полномочиями по обобщению судебной практики и подготовки предложений по совершенствованию законодательства, анализу судебной статистики (ст. 25 ФКЗ о судебной системе, ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах).
Учрежденные в 2003 г. арбитражные апелляционные суды рассматривают жалобы на решения арбитражных судов субъектов Федерации, не вступившие в законную силу, естественно, в апелляционном порядке (ст. 33.1 ФКЗ об арбитражных судах; ранее эти полномочия осуществляли арбитражные суды округов).
Окружные суды являются судами кассационной инстанции, проверяющей законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими по первой инстанции, и решений арбитражных апелляционных судов, а также осуществляют полномочия иного характера, аналогичные перечисленным выше (ст. 24 ФКЗ о судебной системе, ст. 24 и 26 ФКЗ об арбитражных судах).
Высший Арбитражный Суд возглавляет эту обширную систему, в силу чего он обладает полномочием (как правами, так и обязанностями) по осуществлению судебного надзора за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом формах. Организационное подчинение нижестоящих судов вышестоящим с провозглашением принципа независимости судей и судебной власти (см. комм. к ст. 120) ушло в прошлое. Закон устанавливает одну прямую и одну косвенную формы такого надзора: а) пересмотр судебных дел в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов*(41), б) дача разъяснений по вопросам судебной практики (см. комм. к ст. 126); пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, Высший Арбитражный Суд обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов и иных нормативных актов и договоров и о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Специфической формой судебного надзора, осуществляемой Высшим Арбитражным Судом по отношению к собственным решениям, выступает полномочие по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам собственных решений, вступивших в юридическую силу (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах).
Комментируемая статья наделяет Высший Арбитражный Суд не только полномочиями, свойственными высшему органу какой-либо системы, но и полномочиями ординарного суда. Эти полномочия конкретизированы в ст. 23 ФКЗ о судебной системе и ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах, а также в ст. 34 АПК. В качестве суда первой инстанции Высший Арбитражный Суд рассматривает дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (т.е. в каждом случае необходимой предпосылкой применительно к этой группе актов является наличие прямого законодательного предписания. — А.Е.);
- об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Федерации.
Конституция непосредственно наделяет Высший Арбитражный Суд еще одним полномочием — полномочием законодательной инициативы по предметам ведения этого суда (см. комм. к ст. 104).
ФКЗ об арбитражных судах содержит еще несколько полномочий Высшего Арбитражного Суда, обеспечивающих успешную реализацию конституционной модели его правового статуса:
- изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
- осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения (подробнее см. комм. к ст. 124);
- решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.
Высший Арбитражный Суд осуществляет также иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами; в частности, по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд обладает правом принимать регламенты.
Относительно полномочия Высшего Арбитражного Суда, а равно иных судов арбитражной юрисдикции, в сфере судебного контроля за конституционностью и законностью нормативных актов Конституционным Судом в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции РФ (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004), а также, косвенным образом, в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774) была выражена правовая позиция, согласно которой эти суды не вправе признавать какие бы то ни было нормативные акты, перечисленные в ст. 125 (ч. 2 и 5), не соответствующими Конституции (подробнее см. комм. к ст. 125).
Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель (ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах). Председатель Высшего Арбитражного Суда:
- организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России;
- созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;
- осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда;
- распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда;
- формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы;
- выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;
- представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему ФКЗ об арбитражных судах.
С целью реализации указанных полномочий Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает правом издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в системе арбитражных судов, и правом принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
В работе Председателю Высшего Арбитражного Суд помогают его заместители, правовой статус которых также определен ФКЗ об арбитражных судах (ст. 21).
Существенную роль в работе Высшего Арбитражного Суда РФ играет Пленум — собрание всех судей Суда, — который решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов (ст. 13). Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане (ст. 12).
Пленум Высшего Арбитражного Суда:
- рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
- решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
- избирает, по представлению Председателя Суда, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда сроком на три года;
- утверждает, по представлению Председателя, членов судебных коллегий и председателей судебных составов Суда, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда;
- решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
- утверждает в порядке, предусмотренном ФКЗ об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
- решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Федерации, определяет места их постоянного пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;
- утверждает, по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
- утверждает, по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, судей арбитражного суда субъекта Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Федерации;
- утверждает, по представлению председателя арбитражного апелляционного суда, судей арбитражного апелляционного суда, входящих в президиум арбитражного апелляционного суда;
- утверждает, по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, регламент арбитражных судов;
- решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
Таким образом, именно Пленум Высшего Арбитражного Суда реализует три из перечисленных в Конституции (ст. 104 и 125) полномочия этого Суда. Остальные полномочия Пленума раскрывают сущность положения Высшего Арбитражного Суда в системе арбитражных судов в качестве «высшего судебного органа» в его организационном, в меньшей степени процессуальном, выражении. Отметим также, что Пленум является реально действующим органом, он созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Процессуальная сторона деятельности Высшего Арбитражного Суда сосредоточена в его Президиуме и судебных коллегиях.
Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе (а в ряде случаев и обязан) принимать участие Генеральный прокурор. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики (о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в России), в случае необходимости пересматривает свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вопрос объема полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда был предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В Постановлении от 3 февраля 1998 г. N 5-П в деле о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 прежнего АПК (СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784) оценивались те положения указанных норм, которые, конкретизируя норму комментируемой статьи, не допускали пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда. Нормы ст. 180, 181 и 187 были признаны соответствующими Конституции, но при условии, что они не служат основанием для отказа в пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по вновь открывшимся обстоятельства в связи с обнаружившейся судебной ошибкой, которая не могла быть выявлена ранее, поскольку возможность такого пересмотра вытекает из ст. 46 Конституции. Оспариваемая норма ст. 192 по тем же основаниям была признана не соответствующей положениям ч. 1 ст. 46 Конституции. Нормы АПК, определяющие те или иные аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда, равно как и иных арбитражных судов, в рамках рассмотрения дел по первой, апелляционной, кассационной и особенно надзорной инстанциям вообще часто становились предметом исследования в Конституционном Суде, но они не затрагивали проблем реализации положений комментируемой статьи. В приведенном примере косвенным образом подтверждается конституционная характеристика Высшего Арбитражного Суда как высшего судебного органа системы судов арбитражной юрисдикции.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда (которые, в свою очередь, включают несколько судебных составов) рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов (ст. 18 ФКЗ об арбитражных судах).
Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается федеральным законом (например, ФЗ «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2279). Численность судей и работников аппаратов судов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом в пределах общей численности.
Ресурсное обеспечение арбитражных судов, включая организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и т.д., также осуществляется Высшим Арбитражным Судом (ст. 44 и 45 Закона об арбитражных судах). Ресурсное обеспечение самого Высшего Арбитражного Суда осуществляет его аппарат, возглавляемый с 2003 г. администратором суда (подробнее см. комм. к ст. 124).