Статья 12. ЗоЗПП РФ. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 ЗоЗПП РФ, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Комментарий к ст. 12 ЗоЗПП

1. В комментируемой статье определены основания и последствия применения норм об ответственности за ненадлежащую информацию о товаре.

Надлежащей признается информация, отвечающая требованиям ст. ст. 8 — 10 комментируемого Закона. Данная информация должна быть предоставлена потребителю своевременно при заключении договора купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг).

При этом необходимая потребителю информация может быть предоставлена как при заключении договора (например, при заключении договора розничной купли-продажи товаров), так и содержаться в тексте самого договора (при заключении договора об оказании услуги, выполнении работы) (см.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2012 по делу N А19-3568/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 05.10.2010 N Ф09-7898/10-С1 по делу N А60-11670/2010-С6). Дополнительно информация может быть предоставлена потребителю и иным способом, обеспечивающим ознакомление до получения услуги. Таким образом, судебная практика исходит из правила о том, что при предоставлении услуг потребителю сведения об оказываемой услуге должны содержаться в оформленном письменном договоре.

При этом, исходя из смысла п. 1 комментируемой статьи, требование покупателя о получении информации о товаре (работе, услуге) при заключении соответствующего договора должно выполняться продавцом (исполнителем) незамедлительно. Продавец (исполнитель) при этом не может мотивировать отказ в предоставлении такой информации, ссылаясь на положения законодательства РФ об охране коммерческой тайны. Данное положение нашло подтверждение в судебной практике (см.: решение Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N ГКПИ08-1464).

2. Непредоставление потребителю надлежащей информации о товаре (работе, услуге), позволяющей ему сделать правильный (компетентный) выбор рассматривается в качестве основания наступления ответственности, установленной в комментируемой статье. Здесь же определены правовые последствия непредоставления потребителю надлежащей информации. Данные последствия заключаются в предъявлении потребителем требований:

• о возмещении убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора;
  • в том случае, если договор был заключен — об отказе от его исполнения, возврате уплаченной по договору суммы и возмещении других понесенных убытков.

При этом важным критерием заявления указанных требований является разумный срок их предъявления.

Право на отказ от исполнения договора, независимо от того, исполнен договор или нет, является специальным правом потребителя. По мнению В.В. Богдан, закрепление данного права обеспечивает соответствующий баланс правовых интересов сторон, участвующих в правоотношениях с участием потребителей, предоставляя потребителям возможность использовать гражданско-правовой механизм защиты своих прав путем такого способа защиты гражданских прав, как прекращение правоотношения.

При этом в комментируемой статье отказ потребителя от исполнения договора напрямую связан с нарушением права потребителя на предоставление надлежащей (полной и достоверной) информации о товаре (работе, услуге).

Если потребитель заявляет требование об отказе от исполнения договора, определенные правовые последствия возникают и для него — он обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Так, по делу N 33-255/2014 было отмечено следующее: при отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). С учетом нормы, закрепленной в абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», на потребителя возлагается обязанность не чинить препятствий при поступлении правомерного требования исполнителя работы о демонтаже и возврате последнему установленного в квартире истца кухонного гарнитура (см. подробнее: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.01.2014 по делу N 33-255/2014).

3. В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи содержатся нормы об ответственности продавца (исполнителя) за непредоставление потребителю полной и достоверной информации о товаре. Данные нормы по своему характеру являются отсылочными, поскольку не содержат специальных норм об ответственности за недостатки товара (работы, услуги), а отсылают к другим статьям комментируемого Закона.

4. Пункт 4 комментируемой статьи обязывает исполнителя (продавца), правоприменительные органы при рассмотрении заявленных требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, исходить из презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Так, по делу N 33-2203 судебная коллегия отметила, что ответчик, который реализует кухонные гарнитуры, изготовленные по индивидуальным размерам, должен максимально полно предоставлять покупателю информацию, с учетом конструктивных особенностей помещений, для того, чтобы приобретенный товар мог быть использован по назначению, выяснять в полном объеме у покупателя товара необходимые потребности в размерах мебели. Сам по себе факт подписания бланка заказа не свидетельствует о предоставлении полной и достоверной информации покупателю о товаре (см.: Апелляционное определение Белгородского областного суда от 24.07.2012 по делу N 33-2203).

Так, судом было отмечено, что стоимость банковских услуг и сроки их выполнения должны быть указаны непосредственно в договоре банковского вклада. Банк не может ссылаться на то, что стоимость банковских услуг и сроки их выполнения определены в пунктах 1.3.3, 1.4.1, 2.3, 2.4 и 2.6 Условий размещения вкладов, с которыми потребитель имел возможность ознакомиться при подписании договора и в любое время может их прочитать вновь, так как они размещены на специальных стендах, расположенных в помещениях филиалов и структурных подразделений Банка, а также на веб-сайте Банка в сети Интернет (см.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по делу N А78-5947/2009).

Вместе с тем нередко изготовители (исполнители) пользуются неосведомленностью потребителя при заключении договора. Особенно это характерно для отечественной банковской практики, когда потребитель, не имея специального образования, позволяющего понять суть многочисленных банковских операций, не в состоянии адекватно оценить все условия договора и вынужден всецело полагаться на добросовестность банка, выдающего кредит.

Другим распространенным примером недобросовестности кредитных организаций является случай, когда существенные условия банковского договора напечатаны мелким шрифтом и вынесены в сноски внизу страницы, что значительно затрудняет, а в отдельных случаях делает невозможным (например, для пожилых людей, страдающих патологиями органов зрения) своевременное ознакомление с этими условиями.