1. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется в целях:
- проверки соблюдения пользователем радиочастотным спектром правил его использования;
- выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и прекращения их работы;
- выявления источников радиопомех;
- выявления нарушения порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов Российской Федерации, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
- обеспечения электромагнитной совместимости;
- обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.
2. Радиоконтроль является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля определяется Правительством Российской Федерации.
В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.
Такая запись может служить только в качестве доказательства нарушения порядка использования радиочастотного спектра и подлежит уничтожению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Использование такой записи в иных целях не допускается, и виновные в таком использовании лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, личной, семейной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Комментарий к ст. 25 Закона о Связи
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет цели контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль), под которым следует понимать осуществление надзорных функций с целью предотвращения негативного влияния излучения радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Цели такого контроля следующие:
- проверка соблюдения пользователем радиочастотным спектром правил его использования — обеспечение использования пользователем радиочастотного спектра правил такого использования;
- выявление не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и прекращения их работы — предотвращение возможности использования радиоэлектронных средств, пользование которыми не допускается по техническим и иным причинам;
- выявление источников радиопомех — необходимость устранения таких помех и образования новых;
- выявление нарушения порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств — обеспечение соблюдения пользователями радиочастотного спектра указанных правил, стандартов и требований;
- обеспечение электромагнитной совместимости — в том числе и при проведении экспертизы (см. комментарий к ст. 24);
- обеспечение эксплуатационной готовности радиочастотного спектра — обеспечение возможности бесперебойного использования радиочастотного спектра.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет статус радиоконтроля, который заключается в том, что такой контроля представляет собой элемент (часть) государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Таким образом, при его осуществлении реализуются государственные функции и регулируется деятельность в области связи, а также осуществляются полномочия на международной арене. Субъект его осуществления — радиочастотная служба. Что касается порядка осуществления радиоконтроля, то в соответствии с Правилами осуществления радиоконтроля в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175, в ходе радиоконтроля осуществляются следующие мероприятия:
- измерение параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
- проверка соблюдения установленных правил радиообмена;
- проверка выполнения владельцами радиоэлектронных средств временных запретов (ограничений) на использование полос радиочастот, радиочастот или радиочастотных каналов, вводимых при проведении специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях;
- поиск и определение местоположения радиоэлектронных средств, использующих не по назначению радиочастоты или радиочастотные каналы, в том числе радиочастоты бедствия и (или) радиочастоты (радиочастотные каналы) служб, участвующих в поисково-спасательных операциях;
- поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех радиоэлектронными средствами, а также источников неразрешенных излучений;
- инструментальная оценка параметров электромагнитных полей излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Также п. 2 комментируемой статьи допускает возможность записи сигналов контролируемых источников излучений, если это необходимо в целях для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра. Под указанными параметрами следует понимать технические, производственные и эксплуатационные характеристики радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, которые обусловливают такое излучение. В свою очередь, под подтверждением — необходимость технического и практического обоснования таких нарушений, так как п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что эта запись служит лишь в качестве доказательства. При этом данные записи должны быть уничтожены. При этом на сегодняшний день какой-либо утвержденный порядок, регулирующий вопросы уничтожения таких записей, отсутствует. Использование таких записей не допускается, так как это является нарушением конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ). Так, например, ст. 137 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.