1. Сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев.
2. Разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные таким разглашением, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Комментарий к ст. 35 Закона о Рекламе
1. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается запрет сотрудникам антимонопольных органов, осуществляющим свои полномочия и получившим доступ к информации участников рекламной деятельности, на разглашение сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. Документы и другие материалы рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей служат доказательствами по делам об административных правонарушениях и их исследование позволяет выявить нарушение закона. Комментируемая норма относится к нормам административного права и вводится в целях выполнения возложенных на антимонопольный орган функций государственного контроля законодательства о рекламе.
Сфера применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяется на отношения, возникающие в связи с проведением государственного контроля (надзора) уполномоченными органами государственного контроля (надзора).
По смыслу положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся на предмет выявления нарушения данными субъектами установленных федеральными законами обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Из смысла законодательного определения рекламы следует, что реклама является публично распространяемой информацией о товарах (работах, услугах).
Проверки соответствия публично распространяемой информации о товарах (работах, услугах) требованиям законодательства о рекламе не соответствуют понятию «государственный контроль», используемому в целях Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим на мониторинговые мероприятия, проводимые антимонопольными органами в целях выявления ненадлежащей рекламы, не распространяется действие названного Закона.
Отношения, связанные с отнесением к государственной тайне и охраной ее секретности, регламентируются Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Указом Президента Российской Федерации от 11.02.2006 N 90 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Должностные лица, принявшие решение о засекречивании сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству или гражданину материального и морального ущерба.
Понятие коммерческой тайны определено в Федеральном законе «О коммерческой тайне» — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Необходимо учитывать, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов (в то же время такое ограничение не распространяется на акционерные и иные хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы);
- о загрязнении окружающей среды, о состоянии противопожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, о безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, о безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.
Понятие служебной и иной охраняемой законом тайны законодательно не определено, поэтому в каждом конкретном случае формируется путем анализа соответствующего правового акта, устанавливающего правила защиты какой-либо информации. Основным нормативно-правовым актом в области защиты такого рода информации является Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».
Таким образом, сохранение в тайне служебных сведений обусловлено не коммерческими соображениями. Запрет на разглашение этих сведений вводится органами государственной власти, объявляющими ту или иную информацию служебной тайной. Состав сведений, являющихся служебной тайной, в каждом отдельном случае определяется государственным органом в соответствии с его полномочиями.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к конфиденциальным сведениям относятся:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Таким образом, сохранение в тайне служебных сведений обусловлено не коммерческими соображениями. Запрет на разглашение этих сведений вводится органами государственной власти, объявляющими ту или иную информацию служебной тайной. Состав сведений, являющихся служебной тайной, в каждом отдельном случае определяется государственным органом в соответствии с его полномочиями. Хозяйствующий субъект не вправе вводить институт охраны служебной тайны, руководствуясь своими личными соображениями.
Существует перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой, служебной тайне. Это информация учредительных документов и регистрационных свидетельств (ОГРН, ИНН, лицензий, разрешений на занятие предпринимательством), данные о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующего бюджета и иная информация, указанная в федеральных законах.
2. Положения пункта 2 комментируемой статьи предусматривают порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных сотрудниками антимонопольных органов в ходе выполнения возложенных на этот орган функций контроля соблюдения законодательства о рекламе. Так, сотрудники антимонопольных органов не вправе разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и полученную в ходе выполнения своих полномочий. В случае ее разглашения работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, а причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством.