1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:
- при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
- при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.
5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.
Комментарий к ст. 16 Закона о Полиции
1. При осуществлении данного вида деятельности сотрудники полиции обязаны руководствоваться не только положениями настоящей статьи, но и Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О военном положении», Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и иными нормативными правовыми актами.
2. Под руководителем территориального органа подразумевается начальник районного (городского) органа внутренних дел.
3. О понятии «массовые беспорядки» см. комментарий к ст. 21 настоящего Федерального закона.
4. О понятии «взрывчатые вещества» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
5. Радиоактивными веществами являются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).
6. О понятии и видах следственных действий см. комментарий к п. 9 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
7. Перечень оперативно-розыскных мер приведен в комментарии к п. 10 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
8. О понятии «безопасность граждан» см. комментарий к ст. 24 настоящего Федерального закона.
9. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
10. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
11. О понятии «подозреваемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
12. О понятии «средство связи» см. комментарий к ст. 48 настоящего Федерального закона.
13. О понятии «здоровье» см. комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
14. См. также комментарий к п. 9 ч. 1 ст. 12, ст. 37 настоящего Федерального закона.