Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
- производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
- требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
- обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Комментарий к ст. 28 Закона об Оружии
1. Контроль — важнейшая функция государственного управления, «назначение которой состоит в том, чтобы установить соответствие или несоответствие фактического состояния и деятельности управляемых объектов заданному им состоянию».
Содержание контроля как правовой формы деятельности в научной литературе связано с рассмотрением компетентным органом конкретного дела на основе соответствующих норм права и закреплением результатов в процессуальных документах. Важную роль при этом играют гарантии прав субъектов, вовлеченных в эту деятельность. Смысл контроля за оборотом оружия состоит в том, что чем качественнее и полнее проведены проверки, тем меньшее количество правонарушений будет выявлено в последующем.
В ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ подчеркивается, что организация и проведение проверок при осуществлении контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему имеет особенности и может устанавливаться другими федеральными законами. Таковым является комментируемый Закон. Кроме того, ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ установлены правила лицензионного контроля в отношении подавляющего большинства лицензируемых видов деятельности, в т.ч. производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию. Исключением является деятельность по приобретению оружия и ее составляющие: хранение, ношение, транспортирование и т.д. Правила контроля здесь регламентированы комментируемым Законом и иными нормативными актами подзаконного уровня, изданными в соответствии с ним.
Основным субъектом контроля за оборотом оружия в России являются органы внутренних дел (полиция). К числу основных направлений деятельности полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, относится контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Пункт 21 ч. 1 ст. 12 указанного Закона обязывает полицию контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Контроль, осуществляемый полицией за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, призван предупредить возможные нарушения установленного порядка приобретения, хранения, ношения, транспортирования и совершения других операций с данным источником повышенной опасности, выявить эти отклонения и принять меры к их устранению.
Для успешной реализации указанной контрольной функции полиции предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22 — 24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
Контроль осуществляется при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений. Таким образом, контроль полиции в исследуемой сфере охватывает практически все стадии оборота оружия, начиная с т.н. предварительного контроля, осуществляемого за соискателем лицензии, и завершая контролем за его уничтожением. Полагаем, правильным было бы называть указанную разновидность контроля полицейским лицензионно-разрешительным надзором, учитывая наделенность этого государственного образования широким полномочиями по применению мер принуждения, в т.ч. специфического характера (например, применение боевого оружия), а также наличие особого ограниченно оборотоспособного объекта контроля, коим, конечно же, является оружие.
Субъектами контроля за оборотом оружия также являются:
- Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) — в области производства оружия, за исключением производства боевого ручного стрелкового оружия;
- Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — в области производства боевого ручного стрелкового оружия (см. комментарий к ст. 9.1).
Государственный надзор за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (см. комментарии к ст. 7, 8).
2. Контроль за сохранностью и состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании граждан и организаций, осуществляется по правилам, предусмотренным Постановлениями Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», от 22 апреля 1997 г. N 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием», от 15 октября 1997 г. N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», от 16 апреля 2011 г. N 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны».
Контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий.
3. Основания и порядок, права должностных лиц органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия детальным образом регламентированы в Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288.
Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
В Инструкции определены сроки проведения проверок. Так, объекты и места хранения оружия и патронов проверяются не реже одного раза в квартал; объекты, на которых осуществляется складская деятельность по хранению оружия и патронов, а также организации, осуществляющие торговлю ими, — не реже одного раза в месяц; должностные лица, получившие служебное оружие во временное пользование в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, по месту их жительства, — не реже одного раза в полугодие, а граждане — владельцы оружия — не реже одного раза в год. Плановые проверки граждан, имеющих собственные коллекции или собрания оружия, проводятся не реже одного раза в год.
В частности, при проверке условий хранения оружия и патронов у граждан — владельцев оружия сотрудниками органов внутренних дел выясняются:
- соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
- наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;
- условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию (хранение оружия в изолированной комнате, установка металлической либо обитой железом двери, оборудование дополнительными запирающими устройствами, средствами сигнализации, порядок хранения ключей от сейфа, шкафа или ящика).
При отсутствии нарушений со стороны владельца оружия сотрудником полиции составляется акт проверки, копия которого вручается проверяемому, а оригинал помещается в его учетное дело.
Сотрудники полиции, в чьи обязанности входит непосредственно контроль за оборотом оружия при проведении проверочных мероприятий, должны иметь соответствующие письменные предписания.
Одной из форм контроля за оборотом оружия является инвентаризация, определяемая в Инструкции как полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности, проводимая в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
При выявлении нарушений сотрудники полиции дают обязательные для исполнения письменные предписания об их устранении с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Указанные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан. В случаях выявления грубых нарушений правил оборота оружия сотрудники полиции могут временно ограничивать доступ работников к оружию либо запрещать осуществление деятельности до устранения выявленных недостатков, изымать оружие и передавать его на ответственное хранение в органы внутренних дел, привлекать виновных лиц к административной и уголовной ответственности, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий и разрешений на оружие, принудительном его отчуждении, а также принимать иные принудительные меры в соответствии с действующим законодательством (см. комментарии к ст. 26, 27).
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере оборота оружия, обязаны в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ вести журнал учета проверок. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицензиат вправе представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Лицензиат вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа непосредственно в суд или в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности. Бремя доказывания обоснованности своих действий при их обжаловании лежит на лицензирующем органе. Граждане — владельцы оружия также могут обжаловать действия и решения контролирующего органа в административном или судебном порядке.