Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:
- государственные военизированные организации;
- юридические лица с особыми уставными задачами;
- юридические лица — поставщики;
- юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
- физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство;
- организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
- образовательные организации;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане.
Комментарий к ст. 10 Закона об Оружии
1. В комментируемой статье определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия. Их можно подразделить на две категории: индивидуальные и коллективные субъекты. К первым относятся граждане РФ и иностранные граждане. Оружие им необходимо для личной безопасности, занятий охотой, спортом, коллекционированием и экспонированием. Вторую многочисленную группу представляют государственные и негосударственные организации, обладающие особым административно-правовым статусом, успешная реализация которого невозможна без обладания оружием. Общественно-полезная деятельность, которую осуществляют коллективные субъекты, может быть связана с обороной и обеспечением общественной безопасности (государственные военизированные организации), охраной собственности (юридические лица с особыми уставными задачами), обучением (образовательные учреждения), предпринимательской деятельностью (юридические лица — поставщики), занятием спортом (физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы), промысловой охотой (организации, ведущие охотничье хозяйство), культурной и просветительской деятельностью (юридические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия), а также в целях личной безопасности их работников (подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, и др.). Оружие также могут приобретать юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость.
2. Более подробно о праве индивидуальных и коллективных субъектов на приобретение оружия см. комментарии к ст. 11, 12, 13, 14, 15.
3. В судебной практике определение статуса организаций как субъектов, имеющих либо не имеющих права на приобретение оружия, нередко становилось предметом разбирательства. К примеру, вопрос о праве юридических лиц с особыми уставными задачами, осуществляющих деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение — службу авиационной безопасности, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему неоднократно становился предметом обсуждения в Высшем Арбитражном Суде РФ. Суд решил, что сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающими на них особые обязанности. Таким образом, юридические лица с особыми уставными задачами, осуществляющие деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности, являются субъектами, имеющими право на приобретение оружия.
В то же время не возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, на коммерческие банки, поэтому они не являются субъектами, имеющими право на приобретение оружия.