1. Уставом профессионального объединения должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных настоящим Федеральным законом компенсационных выплат, а в отношении членов профессионального объединения — их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам профессионального объединения.
2. Требования о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных членами профессионального объединения страховщиков в резерв гарантий, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных членами профессионального объединения страховщиков в предусмотренный пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона резерв текущих компенсационных выплат, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
При недостаточности средств, направленных членами профессионального объединения страховщиков из резерва гарантий, требования о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств предусмотренного пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона резерва текущих компенсационных выплат, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
При недостаточности средств, направленных членами профессионального объединения страховщиков из резерва текущих компенсационных выплат, требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств предусмотренного пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона резерва гарантий, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Комментарий к ст. 27 Закона об ОСАГО
1. Для достижения максимального уровня защиты прав потерпевших и обеспечения соблюдения принципа равенства комментируемым Законом предусматривается необходимость установления учредительными документами профессионального объединения страховщиков в отношении своих членов их субсидиарной ответственности по обязательствам профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат за счет сформированных ими резервов гарантий. Этим вопросам посвящены п. п. 7.1 — 7.3 Устава РСА.
Следует отметить, что перед Конституционным Судом РФ ставился вопрос о конституционности положений комментируемого Закона в части, обязывающей страховщиков дважды осуществлять выплаты профессиональному объединению: сначала в виде взносов в резерв гарантий, а после осуществления последним компенсационных выплат потерпевшим из резерва гарантий — в виде компенсации понесенных им расходов, что предполагает двойную ответственность страховых компаний, приводит к получению РСА денежных средств в двукратном размере, а также к нарушению прав кредиторов.
Конституционный Суд РФ, исходя из публично-правового статуса страховой премии, а также отчислений в резерв гарантий в размере 2% от брутто-ставки, сделал вывод о том, что страховщик в данном случае выступает своего рода посредником по перечислению в резерв гарантий обязательных платежей между страхователем и РСА как держателем публичного имущественного фонда и в таком качестве выполняет делегированную ему государством социальную функцию по перечислению обязательных платежей в специализированный фонд, из чего становится невозможным считать поступившие в распоряжение страховщика отчисления от страховых премий, направляемые в резерв гарантий, в качестве его собственной прибыли. В тех же случаях, когда РСА в силу возложенной на него Законом обязанности осуществляет компенсационные выплаты в возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, вместо страховщика, являющегося перед потерпевшим обязанным лицом, РСА, исходя из общих начал гражданского законодательства о равенстве и имущественной самостоятельности участников гражданско-правовых отношений, необходимости обеспечения надлежащего исполнения обязательств (ст. 309 ГК РФ), а также принципа сбалансированности правового регулирования, вправе требовать возврата произведенных выплат, а страховщик обязан их возместить. Более того, переход к РСА права требования произведенных потерпевшему выплат является элементом механизма компенсационных выплат, направленным на повышение уровня защиты прав потерпевших и обеспечение баланса интересов всех участников отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Освобождение страховщика от исполнения взятых им на себя договорных обязательств путем осуществления РСА компенсационных выплат приводило бы к произвольному отказу страховщика от исполнения обязательств и нарушению принципа равенства участников гражданского оборота, что недопустимо.
Таким образом, введение законодателем механизма компенсационных выплат на случай, когда страховщик признан несостоятельным (банкротом) или у него отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности и он, следовательно, не имеет финансовых или правовых возможностей исполнить свои обязательства по возмещению потерпевшим причиненного им вреда, является специальной правовой гарантией защиты прав потерпевших. Формирование же всеми страховщиками, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, специального фонда (резерва гарантий), выплата из которого потерпевшим осуществляется исключительно в случаях признания страховщика несостоятельным (банкротом) или отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности, подкрепленное возложенной на них субсидиарной ответственностью в пределах сформированных ими резервов гарантий, выступает имущественной гарантией осуществления компенсационных выплат.
2. Комментируемая статья закрепляет положения о финансовых гарантиях реализации требований о компенсационных выплатах. Источниками финансирования таких выплат служат:
- средства резерва гарантий;
- средства резерва текущих компенсационных выплат;
- средства, полученные от реализации РСА прав требования (в порядке суброгации или регресса).
Формирование, учет и контроль средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, осуществляются в соответствии с Правилами финансирования компенсационных выплат членами Российского союза автостраховщиков, утвержденными Президиумом РСА 6 июня 2003 г., протокол N 10. Они, в частности, предусматривают, что для финансирования компенсационных выплат члены РСА ежеквартально перечисляют средства из резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат в РСА не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, в размере произведенных за истекший квартал отчислений от страховых премий по договорам ОСАГО в указанные резервы (п. 2.1).
Использование тех или иных источников финансирования зависит от оснований осуществления компенсационных выплат, а также достаточности сформированных резервов.
В случае введения в отношении страховщика процедур банкротства, отзыва у него лицензии либо исключения из соглашения о прямом возмещении убытков требования о компенсационных выплатах удовлетворяются РСА за счет средств, направленных в резерв гарантий, а также средств, полученных от реализации РСА права требования к страховщику о возмещении в счет произведенной за него страховой выплаты. При недостаточности этих средств задействуются средства резерва текущих компенсационных выплат, а также средства, полученные от реализации РСА права регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный потерпевшему вред.
В случае неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред, а также отсутствия договора ОСАГО, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной законом обязанности по страхованию требования потерпевших о компенсационных выплатах удовлетворяются РСА за счет средств, направленных в резерв текущих компенсационных выплат, а также средств, полученных от реализации РСА права регрессного требования. При их недостаточности используются средства резерва гарантий, а также средства, полученные от реализации РСА права требования к страховщику о возмещении в счет произведенной за него страховой выплаты.