Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 79 КРФ
Данная статья говорит о праве РФ принимать участие в межгосударственных объединениях. В определенном смысле законодатель следует примеру некоторых конституционных актов европейских государств. Между тем само по себе право на участие в международных институциях не связано напрямую с закреплением такого права в конституционном законе. Подтверждением является то очевидное обстоятельство, что РФ стала членом ряда международных образований вне зависимости от даты принятия действующей Конституции. Условия вступления государства в международное объединение зависят от согласованных его членами положений учредительного акта о порядке принятия в состав его членов.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Комментируемая статья говорит об участии РФ в международных объединениях практически без указания каких-либо юридических и других признаков, т.е. говорит о международных образованиях в самом широком смысле. Исходя из этого, под международными объединениями допустимо подразумевать международные политические, военные и экономические объединения и союзы государств, межправительственные универсальные и региональные международные организации, компетентные в области международной политики и экономики международных отношений, науки и культуры и т.д.
Анализ содержания ст. 79 Конституции позволяет сделать вывод о том, что РФ вправе вступать как в международные объединения, компетенция которых по вопросам сотрудничества ее членов ограничена принятием рекомендательных норм, так и в объединения, наделенные правом принимать нормативные документы и решения, юридически обязательные для участвующих в них государств. Участие в международном объединении означает, что РФ пользуется уставными правами и выполняет обязательства по учредительному договору и решения, принимаемые международным органом в соответствии с его компетенцией.
Комментируемая статья вне зависимости от характера международного объединения, его целей, задач и компетенции устанавливает два условия, при наличии которых РФ может вступить в члены того или иного международного органа.
Анализируемая статья различает участие РФ в международных органах, учредительные акты которых не требуют передачи им полномочий, и членство в международных объединениях, договоры о создании которых содержат положения о передаче им соответствующих полномочий. Под передачей полномочий в данном случае можно понимать добровольный отказ России от части своих суверенных прав, относящихся к определенной сфере международного сотрудничества, и передачу их органам международного объединения на основе соглашения между государствами — участниками международного договора о создании такого объединения.
Передача полномочий различного юридического значения осуществляется международными актами о создании международных организаций. Это относится как к организациям с надгосударственными полномочиями, органы которых вправе принимать в соответствии с уставными постановлениями обязательные для государств-членов решения, так к организациям, не обладающим правом принимать юридически обязательные решения для государств-членов.
Комментируемая статья содержит два важных ограничения на вступление России в международное объединение, требующее по международному договору передачи принадлежащих РФ полномочий. Во-первых, передача полномочий недопустима, если бы это имело своим следствием ограничение прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, участие в международном объединении не должно каким-либо образом противоречить основам конституционного строя РФ.
Следовательно, данное положение не только вводит определенные требования к учредительным актам международных объединений, но и служит дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя РФ.
Что касается практики применения данной статьи, то в качестве примера передачи Россией юрисдикционных полномочий можно сослаться на Протокол о введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г. (Бюллетень МД. 1994. N 4).
Согласно данному Протоколу, Главное командование уполномочивалось принимать нормативные акты, обязательные для государств-участников (п. 4.1), применять нормы международного права и устанавливать факты несоответствия внутригосударственных нормативных актов нормам международного права, толковать национальное право государств-участников (п. 4.2).
Установленное распределение голосов для принятия решений квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств по конкретным экономическим вопросам, закрепленное в п. 10 Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза (Бюллетень МД. 1995. N 1) дает некоторые основания для признания наличия отдельных черт надгосударственного характера.
Конституция Российской Федерации не устанавливает специального порядка введения таких договоров в силу.
Согласно п. «д» ст. 15 ФЗ о международных договорах, международные соглашения об участии РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий государства или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ, подлежат ратификации. При этом упоминание в данном контексте признания юридической обязательности решений международных органов не расширяет содержания ст. 79 Конституции, а скорее уточняет его.