1. К ведению Совета Федерации относятся:
- а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
- е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);
- з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);
- и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 102 КРФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи определены те полномочия Совета Федерации, которые он осуществляет самостоятельно, независимо, в частности от согласия другой палаты Федерального Собрания — Государственной Думы. Конечно, в ряде случаев осуществлению Советом Федерации указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Совета Федерации ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой. Перечисленные в п. «а»-«в» комментируемой части полномочия Совета Федерации обеспечивают осуществление парламентского контроля. В определенной мере этой цели служат также другие полномочия, указанные в комментируемой статье (см. ниже комм. к п. «г», «е», «з», «и»).
- а) Возможность изменения границ между субъектами Федерации предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия. Однако комментируемый пункт означает, что помимо этого взаимного согласия требуется еще согласие Совета Федерации, которое проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами Федерации по поводу изменения границы между ними.
Дело в том, что изменение границ между субъектами РФ может затронуть федеральный интерес или интересы третьих субъектов Федерации. Такая возможность вытекает, в частности, из наличия договоров между РФ и ее субъектами относительно разграничения предметов ведения и полномочий, в результате чего может изменяться правовой режим объектов, расположенных на территории, которая переходит от одного субъекта Федерации к другому. Возможны и иные причины заинтересованности РФ и третьих ее субъектов в определенном решении данного территориального вопроса. Совет Федерации призван интегрировать интересы всех субъектов Федерации.
Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь встанет и Совету Федерации опять придется решать эту проблему. Регламент Совета Федерации, утвержденный 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.), определил в гл. 18 процедуру осуществления данного полномочия.
Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет представляются:
- соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов Федерации;
- обоснование изменения границ, согласованное субъектами Федерации (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами РФ, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов РФ мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу);
- карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.
Указанные документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет палаты по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. На заседание комитета приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации, представители Правительства РФ и других органов государственной власти. Заключение должно быть подготовлено Комитетом в 30-дневный срок.
Совет Федерации рассматривает данный вопрос после принятия Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике соответствующего заключения. На заседание Совета Федерации приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, представители Правительства РФ, других органов государственной власти.
Решение об утверждении изменения границ между субъектами Федерации принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. В случае неутверждения изменения границ между субъектами Федерации по инициативе Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Совет Федерации может принять решение о проведении консультаций по рассматриваемому вопросу с последующим внесением его на заседание Совета Федерации. Он может повторно рассмотреть вопрос об изменении границ между субъектами Федерации в том же порядке.
Постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами Федерации направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, граница между которыми изменена, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
- б) Возможность введения военного положения Президентом РФ предусмотрена частью 2 ст. 87 Конституции. Указанное положение Конституции обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит окончательное решение вопроса (см. комм. к ч. 2 ст. 87).
Порядок утверждения соответствующего указа Президента урегулирован в гл. 19 Регламента Совета Федерации.
Согласно Регламенту, указ незамедлительно должен быть направлен на утверждение в Совет Федерации. Незамедлительно же Председатель Совета Федерации направляет текст указа на заключение в Комитет по обороне и безопасности (головной) и в Комитет по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключений. Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок не более 48 часов с момента поступления его в палату. Председатель Совета Федерации обязан обеспечить сбор членов палаты к месту проведения заседания палаты в этот же срок. Члены Совета в случае обнародования указа обязаны прибыть к месту проведения заседания палаты возможно быстрее без специального вызова. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может состояться в вышеуказанный срок, Председатель Совета Федерации по согласованию с Советом палаты может установить иной срок проведения ее заседания.
Рассмотрение на заседании Совета Федерации вопроса об утверждении указа Президента о введении военного положения начинается с доклада Президента либо по его поручению его полномочного представителя в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета по обороне и безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политике. Обсуждение проводится в соответствии с Регламентом палаты.
Решение об утверждении указа оформляется постановлением Совета Федерации. Если за утверждение указа не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, указ не утверждается, что также подлежит оформлению постановлением палаты. В случае неутверждения указ и военное положение прекращают свое действие со следующего дня после дня принятия такого решения Советом Федерации. Соответствующее постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту. Это положение Регламента должно бы содержаться в федеральном законе, тем более что реально действие указа может быть прекращено лишь после опубликования постановления Совета Федерации, ибо до этого о нем мало кому станет известно.
- в) Что касается такого полномочия Совета Федерации, как утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента издавать такие указы, установленным статьей 88 Конституции (см. комм. к ст. 56 и 88). Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения таких указов в гл. 20 в основном аналогично процедуре утверждения указов о введении военного положения. Отличие заключается в сроках, а именно в том, что вопрос об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа, а после обнародования указа Председатель Совета Федерации обязан обеспечить сбор членов палаты к месту проведения ее заседания в срок не более 48 часов. В случае неутверждения Советом Федерации указа он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования. Постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, т.е. в МИД РФ.
Срок действия чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях может быть продлен указом Президента РФ. Рассмотрение в Совете Федерации вопроса о продлении срока действия чрезвычайного положения проводится в том же порядке, который установлен Регламентом для утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения.
- г) Данный пункт комментируемой статьи определяет в самой общей форме полномочия Совета Федерации в процессе принятия решений относительно использования Вооруженных Сил за пределами государственной территории, т.е. вне сухопутной территории, воздушного пространства и территориальных вод РФ.
Здесь не определяются цели использования военных формирований и персонала, основания для применения Вооруженных Сил. Частично названные вопросы регламентируются ФЗ от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401).
Статья 2 данного ФЗ под военными операциями по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности понимает операции и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом, региональными органами или в рамках соглашений РФ, или на основании двусторонних либо многосторонних международных договоров РФ, не являющихся, согласно Уставу ООН, принудительными действиями, а также международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН для устранения грозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Согласно ст. 6-9 ФЗ, решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участия в миротворческой деятельности и международных принудительных действиях принимается Президентом на основании постановления Совета Федерации, содержащего согласие на использование национальных вооруженных подразделений. Вносимые Президентом предложения должны содержать сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замен, об условиях вывода и некоторые другие.
По существу, аналогичная процедура принятия решений о направлении вооруженных сил установлена для случаев использования воинских формирований в международных принудительных действиях за пределами России согласно Уставу ООН в соответствии с международными договорами или в соответствии с федеральными законами.
Начало применения конституционной нормы было положено Постановлением Совета Федерации от 25 июня 1999 г. N 262 об использовании Вооруженных Сил России в Косово (СЗ РФ. 1999. N 19. Ст. 3190).
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 23 июня 1995 г. РФ как суверенное государство самостоятельно, с учетом своих обязательств по Уставу ООН, определяет в каждом случае целесообразность своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. В соответствии с этим действие указанного ФЗ не распространяется на порядок использования Вооруженных Сил при осуществлении неотъемлемого права РФ на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 10 ФЗ).
Решение о направлении за пределы территории России гражданского персонала для миротворческой деятельности принимается Правительством.
Однако практика использования российских воинских формирований не ограничивается исключительно целями поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Так, по соглашению «О взаимодействии пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций» от 17 мая 1996 г. (Бюллетень МД. 2001. N 1) стороны договорились о создании пограничных группировок-формирований, сил и средств пограничных войск государств — участников Содружества для выполнения задач по усилению охраны участков внешних границ в районах кризисных ситуаций. Стороны, участвующие в создании пограничной группировки, определяют продолжительность ее действия на участке внешней границы, где возникла кризисная ситуация, а также порядок ее ввода и вывода.
Из этого можно заключить, что конституционная норма не рассматривается исполнительной властью в качестве препятствия для принятия на себя обязательств по международным договорам, предусматривающим направление российских военных формирований для участия в операциях, не связанных с поддержанием или восстановлением мира на территории за пределами России.
Представляется, что возможность несогласия Совета Федерации на использование воинских формирований ограничено конституционным принципом, согласно которому международные договоры являются составной частью правовой системы РФ. В тех случаях, когда международным договором предусматривается отличное от закона правило поведения, действуют нормы международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции). К тому же своими решениями Совет Федерации не должен создавать препятствий для выполнения международных обязательств, которые связаны с использованием военной силы за пределами страны и выполнение которых направлено на соблюдение общепризнанного принципа международного права pacta sunt servanda.
Согласно ст. 106 Конституции, в полномочия Совета Федерации входит рассмотрение законов о ратификации международных договоров относительно статуса и защиты Государственной границы, а также относительно войны и мира. Само по себе рассмотрение и одобрение принятых в установленном порядке Государственной Думой законов по данным вопросам можно расценивать как выражение данной палатой Федерального Собрания предварительного согласия на применение российских Вооруженных Сил. Представляется, что согласие Совета Федерации на использование Вооруженных Сил за границами России необходимо запрашивать во всех случаях, когда применение Вооруженных Сил не связано с выполнением международных обязательств.
Процедура решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ регламентируется также главой 17 Регламента Совета Федерации. Регламент исходит из того, что вопрос о посылке вооруженных формирований может быть внесен не только Президентом, но и самим Советом Федерации. Последний приступает к обсуждению вопроса после получения заключения и обращения Президента, содержащего обоснование выдвигаемой инициативы.
Совет Федерации приглашает на обсуждение Президента, Председателя Правительства, министра обороны, начальника Генерального штаба, министра внутренних дел, министра иностранных дел, руководителя Федеральной службы безопасности и руководителя службы внешней разведки. Решение принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Если решение не набирает необходимого числа голосов, Вооруженные Силы РФ не могут быть использованы за пределами территории России.
д) Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента или когда должность Президента освободилась досрочно (см. комм. к ч. 1 и 2 ст. 92).
ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; с изм.) предусматривает в ст. 5, что проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией РФ и данным Ф3, является обязательным. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года назад был избран Президент. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в указанный период, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Решение ЦИК РФ о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения вышеуказанного срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Если Президент прекратит осуществлять свои полномочия до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае же, если Совет Федерации не назначит в установленное время досрочные выборы Президента, они назначаются и проводятся ЦИК РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня, с которого Президент досрочно прекратил исполнение своих полномочий. Решение ЦИК РФ о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
В случае если Совет Федерации не назначил своевременно очередные выборы Президента РФ или если Президент прекратил осуществление своих полномочий досрочно, сроки осуществления избирательных действий, установленные данным ФЗ, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на 3/4 и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.
Примечательно, что федеральный законодатель, очевидно принимая во внимание уровень политической культуры российского общества, подстраховался на случай обструкционистского поведения большинства членов Совета Федерации в вопросе о назначении президентских выборов и наделил соответствующими полномочиями ЦИК РФ.
В случае, когда воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье. Если в период, в который Совет Федерации или ЦИК РФ должны принять решение о назначении выборов Президента, на всей территории России введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования станет первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.
Регламент Совета Федерации урегулировал порядок назначения выборов Президента РФ в гл. 22. Эти нормы воспроизводят конституционное и законодательное регулирование. В дополнение к нему установлено лишь, что проект постановления Совета Федерации о назначении выборов Президента вносится на заседание палаты Комитетом по конституционному законодательству.
Ни Конституция, ни упомянутый ФЗ, ни Регламент не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента. Очевидно, что Совет Федерации в таком прискорбном случае должен будет по аналогии принять решение либо в тот же день, когда кончина Президента будет в установленном порядке констатирована, либо, если это по этическим соображениям будет признано нецелесообразным или если окажется невозможным незамедлительный созыв заседания Совета, все же в короткий срок, с тем чтобы по возможности соблюсти общий трехмесячный срок для выборов нового Президента, установленный частью 2 ст. 92 Конституции.
е) Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности в принципе урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет. В гл. 23, а также в ст. 217 Регламента Совета Федерации содержатся детальные правила процедуры, применяемой для решения Советом этого вопроса.
Совет Федерации вправе отрешить Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента и упомянутого выше заключения Верховного Суда. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента. По получении из Государственной Думы этих документов Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Это заседание созывается в срок, достаточный для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд, но не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента. Если в течение этого срока не предполагается проведение очередного заседания Совета Федерации, Председатель Совета Федерации созывает внеочередное заседание палаты. Вопрос о направлении запроса в Конституционный Суд о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления включается в повестку дня соответствующего заседания Совета Федерации первым, без обсуждения и голосования.
Точно так же вопрос об отрешении Президента от должности включается без обсуждения и голосования первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Председатель Совета Федерации уведомляет Президента, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента.
Рассмотрение вопроса об отрешении Президента от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда для оглашения заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президенту либо его представителю предоставляется слово по его желанию.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; в случае непринятия решения Советом Федерации в этот срок обвинение считается отклоненным. Решение по обвинению принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа членов Совета Федерации (в настоящее время требуется не менее 115 голосов, а с объединением субъектов РФ, предусмотренным федеральными конституционными законами от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ и от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ, соответственно не менее 113 голосов с 1 июля 2007 г. и 112 голосов с 1 января 2008 г.), и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не проголосовало необходимое число членов палаты, рассмотрение обвинения против Президента прекращается, что оформляется ее постановлением. Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через СМИ до всеобщего сведения.
ж) Предусмотренное комментируемым пунктом полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента РФ (см. комм. к п. «е» ст. 83). Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти производится путем согласования воль главы государства и верхней палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести Президенту предложения о таких кандидатурах, и то лишь когда речь идет о кандидатурах судей Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 9 ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; с изм. и доп.).
Согласно ч. 1-3 ст. 13 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; с изм. и доп.), порядок наделения полномочиями Председателя, его заместителя, других судей Конституционного Суда устанавливается ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Порядок наделения полномочиями Председателя, его заместителей, других судей Верховного Суда РФ, Председателя, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. Председатели и заместители председателей судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. ФКЗ о Верховном Суде РФ отсутствует, а статус Высшего Арбитражного Суда РФ урегулирован ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; с изм. и доп.), согласно ч. 1 ст. 8 которого Председатель Высшего Арбитражного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а заместители Председателя и другие судьи также Советом Федерации по представлению Президента РФ, но основанному на представлении Председателя; о запрете переназначения в ФКЗ не сказано.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.) в действующей редакции предусматривает в ч. 1 ст. 6, что судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно председателей этих судов. Согласно же ч. 5 этой статьи, Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов представляет кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры. Включенная в Закон в 2001 г. статья 6.1 предусмотрела, что Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС).
Заместители председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации сроком на 6 лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответствующего Председателя при наличии положительного заключения ВККС.
Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ или их заместителей не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 6 месяцев со дня открытия вакансии. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на указанные должности в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.
Регламент Совета Федерации регулирует процедуру назначения членов высших судов России в гл. 24, в которой, кроме того, определяется порядок назначения судей Экономического суда Содружества Независимых Государств (ч. 2 ст. 172 Регламента установила, что судьи Экономического суда СНГ в соответствии с п. 7 Положения об этом суде, утвержденного Соглашением о его статусе 6 июля 1992 г., назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Высшего Арбитражного Суда РФ). Кандидатуры для назначения на должности судей этих судов представляет Совету Федерации либо сам Президент РФ, либо по его поручению его полномочный представитель в палате. Кандидатуры, представленные Президентом для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, а кандидатуры для назначения на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Экономического суда СНГ — в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. Кандидатуры для назначения на должности судей Экономического суда СНГ предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по делам СНГ.
Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. Если кандидатура не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением палаты. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется. При отклонении кандидатур Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту провести консультации с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок направляется Председателем Совета Федерации Президенту. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из своих членов Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю палаты. Назначение на должности председателей и заместителей Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда, а также членов Президиума Верховного Суда, председателя и членов его Кассационной коллегии производится в том же порядке.
Назначенный судья приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке.
Таковы нормы, регулирующие назначение Советом Федерации судей высших судов и их руководящих должностных лиц. Нормы вышестоящих актов часто воспроизводятся и конкретизируются.
В практике возникал вопрос, можно ли представлять Совету Федерации вновь уже отвергнутую им кандидатуру. Такие попытки делались, в частности, Президентом Б.Н. Ельциным при представлении кандидатур на должности судей Конституционного Суда, однако успеха не имели. Следует признать, что законодательное запрещение таких попыток, по крайней мере в течение определенного срока, выглядит целесообразным.
В Конституции не говорится о возможности освобождения Советом Федерации судей указанных судов от должности. Однако в ч. 4 ст. 18 ФКЗ о Конституционном Суде РФ сказано, что в случае нарушения порядка назначения на должность судьи этого Суда его полномочия прекращаются Советом Федерации по представлению Конституционного Суда. То же имеет место в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, однако представление Суда в этом случае должно быть принято большинством не менее чем в две трети общего числа судей. В Регламенте Совета Федерации по этим вопросам не содержится никакого регулирования.
Закон РФ о статусе судей в РФ и Регламент Совета Федерации не предусматривают никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, которых он назначил. Приостановление или прекращение полномочий судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда производится по решению ВККС без участия Совета Федерации.
з) Применительно к Генеральному прокурору РФ полномочие Совета Федерации по его назначению сходно с вышеизложенным. Сходна и процедура, установленная в гл. 25 Регламента. Однако есть отличие, заключающееся в том, что, согласно самой Конституции, Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.
ФЗ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», в ред. ФЗ от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм.), воспроизведя конституционные положения о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора РФ, установил в ст. 12, что если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора. Генеральный прокурор назначается сроком на пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати. О порядке освобождения Генерального прокурора от должности ФЗ стыдливо умалчивает, за исключением отставки (ч. 3 ст. 43) по причине выхода на пенсию или несогласия с решениями либо действиями государственного органа или вышестоящего руководителя (в данном случае, очевидно, Президента), которая должна быть принята Советом Федерации. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, причем Совету Федерации указанный доклад Генеральный прокурор представляет лично на заседании палаты.
Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ о прокуратуре РФ, Совет Федерации по представлению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности также его первого заместителя и заместителей. Это законоположение также, похоже, не имеет конституционного основания. Хотя, согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ, организация прокуратуры РФ определяется федеральным законом, эта норма все же не управомочивает законодателя на расширение компетенции Совета Федерации, тем более что части 3 и 4 указанной статьи Конституции предусматривают назначение прокуроров субъектов Федерации (по согласованию с этими субъектами РФ) и иных прокуроров Генеральным прокурором РФ. Отставка первого заместителя и заместителей Генерального прокурора принимается также Советом Федерации.
Регламент Совета Федерации в гл. 25 урегулировал порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей следующим образом.
Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации Президент либо по его поручению его полномочный представитель в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента. Кандидатура, представленная Президентом, предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят заключения по представленной кандидатуре.
Рассмотрение вопроса о назначении на должность Генерального прокурора на заседании Совета Федерации начинается с представления кандидатуры, предложенной Президентом, и выступления Президента или его полномочного представителя в Совете Федерации. После обсуждения представленной Президентом кандидатуры на должность Генерального прокурора проводится тайное голосование. Генеральный прокурор считается назначенным на должность, если за представленную Президентом кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. После оглашения результатов тайного голосования Председатель Совета Федерации приводит лицо, назначенное на должность Генерального прокурора, к присяге, текст которой предусмотрен пунктом 3 ст. 12 ФЗ о прокуратуре РФ.
Если представленная Президентом кандидатура не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. В данном случае Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента. Это предложение предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности Генерального прокурора на заседании Совета Федерации может присутствовать Генеральный прокурор, которому по его просьбе предоставляется слово.
Генеральный прокурор считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации соответствующего постановления, если в результате тайного голосования за освобождение его от должности проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации.
Если предложение Президента об освобождении от должности Генерального прокурора не получит при голосовании большинства голосов общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.
При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, либо предложения Президента об освобождении Генерального прокурора от должности Совет Федерации может своим постановлением предложить Президенту провести консультации с целью разрешения возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок направляется Председателем Совета Федерации Президенту. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из своего состава либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.
Кандидатуры для назначения на должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ представляются Генеральным прокурором в порядке, установленном Регламентом для представления Президентом кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора. Вопрос об освобождении от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора рассматривается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Рассмотрение Советом Федерации вопросов о назначении на должность и освобождении от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора осуществляется в порядке, установленном Регламентом для рассмотрения вопросов о назначении на должность и об освобождении от должности Генерального прокурора.
На практике в связи с назначением и освобождением от должности Генерального прокурора имели место расхождения воль первого Президента РФ Б.Н. Ельцина и Совета Федерации. После отставки Генерального прокурора А.И. Казанника Президент назначил 26 февраля 1994 г. исполняющим обязанности Генерального прокурора А.Н. Ильюшенко, кандидатуру которого Совет Федерации 25 октября того же года отклонил. Спустя год, 24 октября 1995 г., Генеральным прокурором был назначен Ю.И. Скуратов. В 1999 г. Совет Федерации трижды — 17 марта, 21 апреля и 13 октября — отклонил представление Президента об освобождении Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора. 2 апреля 1999 г. Президент Указом N 415 отстранил Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Совет Федерации обратился в Конституционный Суд РФ, полагая, что Президент вторгся в его компетенцию. В своем Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364) Конституционный Суд указал в п. 1 резолютивной части, что в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела и что, исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования, акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ. 17 мая 2000 г. по представлению уже нынешнего Президента РФ В.В. Путина Совет Федерации освободил Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора РФ.
и) Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты (см. комм. к ч. 5 ст. 101), назначая заместителя Председателя палаты и 6 из 12 ее аудиторов.
Согласно ч. 7-9 и 12 ст. 5 ФЗ от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; с изм.), заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее чем одной пятой общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Согласно ч. 2-4 ст. 6 указанного ФЗ, при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по представлению Президента РФ по шесть аудиторов сроком на 6 лет. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов общего числа членов Совета Федерации, а согласно ч. 6 указанной статьи, вакантная должность аудитора Счетной палаты должна быть замещена в течение двух месяцев.
Части 5 и 7 ст. 29 ФЗ о Счетной палате предусматривают, что Председатель, заместитель Председателя Счетной палаты и ее аудиторы могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая их назначила, в указанных в данном ФЗ случаях.
Представления об освобождении от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудитора вносит в соответствующую палату Федерального Собрания Президент РФ.
Положение о том, что Председатель Счетной палаты и его заместитель назначаются и освобождаются от должности по представлению Президента РФ, было включено в текст ФЗ о Счетной палате 1 декабря 2004 г. (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4844), а положение о назначении аудиторов по представлению Президента — 12 апреля 2007 г. (СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1829). До этого Регламент Совета Федерации предусматривал, что кандидатуры для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и ее аудиторов предлагаются комитетами, комиссиями Совета Федерации. Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ давала заключение по каждой кандидатуре, формировала список кандидатур и представляла его на заседание Совета Федерации. Этот порядок, на наш взгляд, лучше отвечал назначению Счетной палаты как органа, содействующего палатам Федерального Собрания в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета (см. комм. к ч. 5 ст. 101). Исполняется федеральный бюджет Правительством РФ (см. комм. к п. «а» ч. 1 ст. 114), которое действует под руководством Президента РФ (см., в частности, комм. к ст. 116 и ч. 1 и 2 ст. 117), и контроль Счетной палаты как органа Федерального Собрания не должен ни в коей мере ставиться в зависимость от кадровых решений Президента.
По представлению Генерального прокурора РФ Совет Федерации решает вопрос о лишении неприкосновенности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и ее аудиторов, назначенных Советом Федерации. Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой с Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в недельный срок со дня получения представления Генерального прокурора рассматривают это представление, готовят на него заключения и проект постановления Совета Федерации. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В проекте постановления Совета Федерации формулируется предложение согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя или аудитора Счетной палаты РФ либо отказать в этом. Проект постановления рассматривается на заседании Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации.
Комментируемая статья содержит закрытый перечень полномочий, самостоятельно осуществляемых Советом Федерации. Тем не менее после вступления в силу действующей Конституции РФ издан ряд федеральных законов, наделяющих эту палату новыми полномочиями такого рода, причем порядок их реализации в ряде случаев урегулирован ее Регламентом. В качестве примеров можно указать на:
- ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617) предусмотрел определенное полномочие Совета Федерации по лишению неприкосновенности Президента РФ, прекратившего осуществление своих полномочий по иным основаниям, нежели отрешение от должности (ч. 2 ст. 3);
- ФЗ от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; с изм. и доп.) возложил в ч. 2 ст. 11 на Совет Федерации полномочие по назначению в состав ВККС 10 членов, представляющих общественность, и по досрочному прекращению их полномочия в случаях совершения порочащего поступка, а также систематического неисполнения обязанностей члена квалификационной коллегии;
- ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. и доп.) возлагает на Совет Федерации полномочие участвовать в формировании Центральной избирательной комиссии РФ, равно как и выступать с инициативой ее расформирования. В Регламенте палаты процедура урегулирована;
- ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; с изм. и доп.) предусмотрел в ч. 1-4 ст. 12, что коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет в составе 12 членов — представителей палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председателя Банка России. Совет Федерации назначает в этот орган двух представителей из числа своих членов и отзывает их, однако в Регламенте палаты порядок их назначения и отзыва не урегулирован.
Учитывая закрытый характер перечня полномочий, входящих в компетенцию Совета Федерации, и отсутствие соответствующего общего полномочия у законодателя, нельзя не выразить сомнения в конституционности практики расширения этого перечня федеральными законами.
2. Из комментируемой части следует, что актами Совета Федерации являются постановления, которые он может принимать только по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией. Речь в данном случае идет не только о полномочиях, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, но и о полномочиях, содержащихся в других статьях, в том числе и прежде всего относящихся к законодательному процессу (см. комм. к ст. 104-108).
На практике же Совет Федерации принимает постановления по более широкому кругу вопросов, включая те, о которых сказано в комментарии к предыдущей части, а также вопросы своей внутренней организации, о которых в Конституции ничего не говорится (например, о досрочном прекращении полномочий своих членов, об их удостоверениях и т.п.). Возможно, что акты по вопросам внутренней организации Совета Федерации следовало бы именовать как-то иначе, да и принимать в облегченном порядке. Во избежание сомнений в конституционности таких актов здесь было бы уместно толкование Конституционного Суда РФ.
Постановления Совета Федерации могут носить как чисто нормативный характер (например, постановления о принятии Регламента палаты или внесении в него изменений), так и выраженно индивидуальный, когда постановлением решается какой-то конкретный вопрос (например, назначение на должность или освобождение от нее). Могут быть постановления и смешанного характера, содержащие и нормы, и однократные распоряжения.
3. В комментируемой части определен порядок принятия постановлений Совета Федерации. Как общее правило, постановления принимаются абсолютным большинством голосов состава палаты. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П по делу о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451) истолковал содержащееся в Конституции понятие «общее число депутатов» как число членов палаты, определенное Конституцией. Хотя о комментируемой статье речь в данном Постановлении не шла, поскольку она не была упомянута в запросе Государственной Думы, по смыслу данное толкование относится и к этой статье.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 2 ст. 95 Конституции общее число членов Совета Федерации составляет в настоящее время 172, для принятия постановления необходимо не менее 87 голосов. Как отмечалось выше, число членов Совета Федерации с 1 июля 2007 г. уменьшится до 170, а с 1 января 2008 г. — до 168, а число голосов, минимально необходимое для принятия постановления, уменьшится, соответственно, до 86 и 85.
Вместе с тем в комментируемой части содержится оговорка, допускающая иной порядок принятия постановлений Совета, если он предусмотрен Конституцией. И действительно, Конституция в отношении некоторых постановлений такой порядок допускает, устанавливая требование квалифицированного большинства для их принятия. Так, для принятия постановления об одобрении федерального конституционного закона необходимо большинство не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета, т.е. ныне 129 голосов (с 1 июля 2007 г. — 128, с 1 января 2008 г. — 126 голосов), а для принятия постановления о повторном одобрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ, — большинство не менее чем в две трети голосов общего числа членов палаты, т.е. 115 голосов с уменьшением в будущем этого числа до 113 и 112 голосов (см. комм. к ч. 2 ст. 108 и ч. 3 ст. 107).