Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 96. Земельного кодекса РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.


Комментарии к ст. 96 ЗК РФ


1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов являются подкатегорией земель особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях») с собственным целевым назначением, на которое указывает комментируемая норма Земельного кодекса, для лечения и отдыха граждан. С другой стороны, лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств (п. 2 ст. 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Основной критерий включения земель в состав данной категории — наличие природных лечебных ресурсов. Природные лечебные ресурсы — это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам приведен в Методических указаниях Министерства здравоохранения РФ (утв. 22 декабря 1999 г. N 99/228)

Отличие курорта от лечебно-оздоровительной местности в том, что лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, а курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Наряду с курортами, специальное законодательство оперирует понятием курортного региона (района), которым может быть признана территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны. Так, еще до принятия Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод — всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом — Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Правовой режим земель курортных регионов (районов) в целом идентичен правовому режиму земель курортов.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Так, распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», принятым во исполнение Указа Президента РФ от 6 июля 1994 г. N 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» (с изм.), утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров — Правительства РФ N 337 от 12 апреля 1993 г. «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придан ему статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Названным Указом Президента Правительству РФ было поручено: утвердить перечни природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам; провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам; утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменение установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий; определить порядок использования курортных и лечебно-оздоровительных зон, учитывая сохранение их природных и лечебных свойств.

Порядок признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения регулируется Положением о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426). Согласно Положению территория признается лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, если она: располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами; обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов; имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного строительства; удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения; обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта. Территория признается курортом федерального значения на основании следующих документов, подготавливаемых органами исполнительной власти субъектов РФ: заключения Минздравсоцразвития о типе и медицинском профиле курорта; проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов; перечня действующих санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и других) с их технической оценкой и указанием владельцев; перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев; бальнеологических заключений о состоянии природных лечебных ресурсов (факторов), используемых (или намечаемых к использованию) на курорте; экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебным факторам; заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории курорта, его природных лечебных ресурсов (факторов) и других природных объектов.

Порядок и особенности функционирования конкретного курорта определяются положением о данном курорте.

В качестве примера можно привести земельно-правовой режим широко известных курортов федерального значения Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска. Земли, водные объекты, леса и парки в пределах территорий этих курортов имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. На территории курортов устанавливается режим, предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом, запыленностью и загазованностью атмосферного воздуха, регулирование работы транспорта, зрелищных, торговых и других предприятий, а также осуществление других мероприятий по охране здоровья граждан и окружающей среды. Установленный для территории курортов режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, схем территориального планирования и генеральных планов развития территорий. Генеральный план, схемы территориального планирования и проекты планировки территории курортов разрабатываются с учетом схем землеустройства, режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке. Застройка курортов осуществляется в строгом соответствии со схемами территориального планирования и генеральными планами курортов, утвержденными в установленном порядке. Предоставление земельных участков для строительства объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в пределах территории курортов производится в соответствии с генеральными планами и проектами планировки территорий курортов в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки для строительства на территории курортов предоставляются в соответствии с законодательством РФ с соблюдением режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Запретительные и санитарно-оздоровительные мероприятия на территории курорта предусматриваются режимом округа санитарной (горносанитарной) охраны. Контроль и надзор за обеспечением установленного режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, разработкой природных лечебных ресурсов, охраной их от загрязнения и преждевременного истощения осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Положения о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 14).

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а местного значения — в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ. Например, Закон Воронежской области от 9 октября 2007 г. N 96-ОЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Воронежской области» определяет, что признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения осуществляется специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти области по регулированию отношений в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, отсылая в части установления границ и режима округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения к порядку, определяемому администрацией области. В Алтайском крае признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом краевого и местного значения регулируется непосредственно Законом Алтайского края от 24 марта 2000 г. N 20-ЗС «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края» (как и организация санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения). Согласно Закону Тверской области от 29 апреля 1998 г. N 9-ОЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения производится постановлением администрации области. Для создания курортов местного значения необходимо также соответствующее представление органов местного самоуправления. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения производится после предварительного согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Подробно порядок признания регулируется Положением о признании территорий Тверской области лечебно-оздоровительными местностями регионального и местного значения и Положением о признании территорий Тверской области курортами регионального и местного значения (утв. Постановлениями администрации Тверской области соответственно от 9 октября 2002 г. N 348-па и от 9 октября 2002 г. N 342-па). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются администрацией области. В общем виде режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны установлен в названном Законе.

Правовой режим земель местного курорта можно рассмотреть на примере Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области (утв. Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. N 305-па). Природными лечебными факторами в районе озера Селигер являются минеральные воды питьевого и бальнеологического назначения, лечебные грязи, климат и ландшафтные условия. Земли, леса и водоемы в пределах территории курорта «Селигер» имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны. На территории курорта устанавливается общекурортный режим, предусматривающий мероприятия по борьбе с шумом, запыленностью и загазованностью воздушного пространства, регулирование работы транспорта, зрелищных и торговых предприятий, а также другие мероприятия по охране окружающей природной среды и здоровья граждан. Развитие и застройка курорта будут осуществляться в соответствии с генеральным планом и проектом районной планировки курорта, с учетом требований режима округа горно-санитарной охраны. Генеральный план и проект районной планировки должны утверждаться в установленном порядке администрацией области после согласования с органами местного самоуправления трех муниципальных образований, на территории которых находится курорт. Отвод земельных участков для строительства санаторно-курортных учреждений, сооружений для разработки, добычи и использования природных лечебных ресурсов, учреждений отдыха, спортивных сооружений, предприятий культуры, торговли и других объектов курортного пользования в пределах территории курорта производится в соответствии с проектом районной планировки и с учетом рекомендаций округа горно-санитарной охраны органами местного самоуправления муниципальных образований по согласованию с администрацией области в порядке, установленном действующим законодательством. Земельные участки под строительство промышленных предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное воздействие на природную среду и лечебные ресурсы курорта и не связанных непосредственно с курортным обслуживанием, в пределах территории курорта не предоставляются. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта «Селигер» являются границы и режим округа, утвержденные названным Постановлением.

Принадлежность земельных участков к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет принципиальное значение в ряде ситуаций, связанных с использованием земельного участка или распоряжением им. Обычно необходимость уточнения категории земель возникает в связи с отказом в предоставлении земельного участка в округе санитарной охраны города-курорта для каких-либо целей либо в связи с принятием администрацией города-курорта правового акта по распоряжению земельным участком (обычно — передача в аренду) в отсутствие делегирования таких полномочий органом по управлению федеральным имуществом от лица собственника.

См., напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 июня 2008 г. N Ф08-2976/2008 по делу N А32-16950/2006-11/404-2007-11/195.

См., напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июня 2008 г. N Ф08-2757/2008 по делу N А32-12308/2007-36/303.

Одним из актуальных вопросов, имеющих практическое значение для определения правового режима и, как следствие, разрешенного использования земельных участков, является определение соотношения земель курортов и земель населенных пунктов. Точка зрения лиц, заинтересованных в обычном режиме земельного участка, не включающем ограничения, связанные с его курортным статусом, сводится к тому, что земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, не может быть землями особо охраняемых природных территорий. Суды, как правило, не поддерживают такую точку зрения, ссылаясь на п. 10 ст. 85 Земельного кодекса: в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение; земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 94 — 100 Кодекса. При этом обычно не дается однозначного ответа на вопрос об относимости земельных участков только к одной из этих категории земель. Действительно, Земельный кодекс распространяет на соответствующие зоны в границах земель населенных пунктов правовой режим особо охраняемых территорий, предоставляя таким образом необходимую защиту особо значимым территориям, и дискуссия о категорийной принадлежности земельных участков в этом смысле уже вторична.

В случае отнесения всего населенного пункта к курорту выделение зон особо охраняемых территорий не является принципиально важным условием для признания особого статуса земельных участков. Так, на довод стороны в деле о том, что «зоны особо охраняемых природных территорий должны иметь границы, отраженные в картографических документах», суд ответил, что «отсутствие картографических документов, отражающих границы зон особо охраняемых территорий, не может являться основанием для неприменения к участку режима земель особо охраняемых территорий». В другой ситуации суд не принял во внимание ссылку ответчика на отсутствие разграничения уровня собственности на спорный земельный участок, поскольку «формирование на территориях округов санитарной охраны курортов отдельных земельных участков не изменяет ни уровень собственности, ни режим землепользования», определяемые общими принципами отнесения территорий, находящихся в определенных местностях, к особо охраняемым.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 июня 2008 г. N Ф08- 2976/2008 по делу N А32-16950/2006-11/404-2007-11/195. Спорный земельный участок находится на территории второй зоны санитарной охраны города-курорта федерального значения Геленджик.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июня 2008 г. N Ф08-2757/2008 по делу N А32-12308/2007-36/303.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное, местное значение и состоят соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Однако это не исключает нахождения в пределах таких территорий земельных участков, состоящих в иных формах собственности (на подобную коллизионность законодательства уже обращалось внимание в комментарии к п. 9 ст. 95). Но при этом природные лечебные ресурсы всегда являются государственной собственностью, как это следует из п. 1 ст. 9 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ. Природные лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в санаторно-курортных организациях, а также для промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов. Минеральные воды и лечебные грязи курортов предоставляются в пользование на основании лицензий.

В предположительных ситуациях нахождения природных лечебных ресурсов на частном земельном участке этот участок должен обременяться условиями использования (государственных) природных лечебных ресурсов по правилам ст. 56 настоящего Кодекса.

2. Посредством установления и обеспечения исполнения правового режима округов санитарной охраны реализуются установленные законом запреты и ограничения общего характера:

  • в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ);
  • застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ).

Округ санитарной (горно-санитарной) охраны — особо охраняемая природная территория с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является, согласно Федеральным законам от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ и от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Следовательно, округа санитарной охраны курортов — это сама территория курортов, а не «внешние» земли, что отличает их от охранных зон иных ООПТ.

Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ.

Согласно Федеральному закону от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ и Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425), на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения, а также некоторые другие виды деятельности.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями природных лечебных ресурсов, во второй и третьей зонах — пользователями природных лечебных ресурсов, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное и местное значение, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

При определении округов санитарной (горно-санитарной) охраны суды руководствуются нормативными документами, которые были приняты как после, так и до вступления в силу Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Так, границы санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета от 6 апреля 1977 г. N 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», от 2 сентября 1987 г. N 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи», курорта Анапы — Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае».

3. Использование земельных участков в границах округов санитарной охраны осуществляется собственниками, владельцами, пользователями с ограничениями, установленными Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а применительно к лечебно-оздоровительным местностям и курортам регионального и местного значения — с соблюдением соответствующих норм регионального законодательства.

По общему правилу режим охраны земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах второй и третьей зон санитарных округов не требует изъятия земельных участков у правообладателей, поскольку может быть обеспечен посредством выполнения ими наложенных ограничений (см. комментарий к п. 2 настоящей статьи). Изымаются только земельные участки в первой зоне санитарной охраны, где запрещены проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. Изъятие и выкуп таких земельных участков производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 55), и может рассматриваться как дополнительное основание к перечню оснований изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленному в п. 1 ст. 49 ЗК РФ, что допускается подп. 3 того же п. 1 ст. 49.

На землепользователей в границах второй и третьей зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны возложена обязанность по обеспечению установленного режима. Данная обязанность имеет характер публично-правового ограничения и не подлежит компенсации (см. также комментарий к п. 9 ст. 95).

Земельные участки в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов отнесены к землям, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (о «случаях, установленных федеральными законами» см. комментарий к ст. 94). Запрет на предоставление земель в частную собственность распространяется на правоотношения, возникающие после придания территории особого статуса. Соответственно, лица, ранее приобретшие в частную собственность земельные участки на территории вновь образуемых лечебно-оздоровительных местностей и курортов, сохраняют это право за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Право на распоряжение такими участками настоящий Кодекс и иные федеральные законы не ограничивают, следовательно, граждане и юридические лица могут свободно выбирать контрагента сделки, что невозможно, например, на территориях национальных парков. Разумеется, при перемене субъектов прав на отчуждаемый земельный участок не происходит изменений в его правовом режиме в части требований по соблюдению режима лечебно-оздоровительной местности, курорта. Изменение разрешенного использования возможно только в рамках градостроительных регламентов и названных требований.

Установление округов санитарной охраны — важнейший, но не единственный инструмент сохранения природных лечебных ресурсов курортов. Например, Указом Президента от 27 марта 1992 г. N 309 Правительству РФ совместно с администрациями Ставропольского края и Кавказских Минеральных Вод было поручено ввиду высокой хозяйственной и рекреационной нагрузки в регионе принять меры по регулированию механического прироста населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.