Профессионализм
В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет
Надежность
Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней
Узкая специализация
Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права
Скорость обслуживания
Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут
Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего, ущерба повреждений автомобиля после ДТП.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Банкротство
Законодательная процедура по признанию всех долгов безнадежными ко взысканию. Списание долгов.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 1. Земельного кодекса РФ. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

  • учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  • дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.


Комментарии к ст. 1 ЗК РФ


1. В Конституции Российской Федерации (ст. 9) провозглашено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому при регулировании земельных отношений учитывается, как указано в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, прежде всего то, что земля служит основой жизни и деятельности общества. В процессе хозяйственного использования земли она признается как важнейшая охраняемая часть природы и природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Исходя из этого Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, руководствуясь названными положениями, устанавливают нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывающие ее особенности как природного объекта, составной части природы и природного ресурса — объекта хозяйствования. Конкретно предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (подп. 3 п. 1 ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч. 1 ст. 42), чтобы проводились комплексные мероприятия по охране земель и других природных объектов (ч. 3 ст. 42).

Названный в п. 1 принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась не только как природный ресурс, но и как недвижимое имущество. Однако из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о недвижимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю, поскольку объектами права частной, государственной и муниципальной собственности могут быть те земельные участки, соответствующий правовой режим которых определен в земельном законодательстве.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества означает, что свободное использование земли как имущественной ценности, приносящей доход, не должно наносить ущерба окружающей среде.

Принцип приоритета охраны земли имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Следовательно, каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

Принцип под номером 2 согласуется с положением ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Этот принцип конкретизирован в ст. 42 ЗК РФ, устанавливающей, в частности, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также должны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека означает, что в процессе деятельности по использованию и охране земель должны приниматься такие решения и осуществляться такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение здоровья и жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Соблюдение названного принципа — показатель гуманности и цивилизованности общества, использующего в своей хозяйственной и иной деятельности окружающие природные объекты. Этот принцип логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает не необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.

4. Данный принцип устанавливает гарантии участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав не землю. Граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Этот принцип отражен также в положениях Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст. ст. 17 и 27 данного Закона).

5. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, не распространяется на все случаи земельных правоотношений. Поэтому в п. 5 записано: «за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Существует общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи (ст. 135 ГК РФ). В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Однако ст. 35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет право на соответствующий земельный участок. Так, запрещается приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельного участка, на котором они расположены. Следовательно, в данном случае юридическая судьба земельного участка как принадлежности другого имущества следует его судьбе как главной вещи, а не наоборот.

6. Охрана ценных в хозяйственном или экологическом значении земель, кому бы они ни принадлежали, — важная задача земельного и природоохранного законодательства. Поэтому закон устанавливает приоритеты охраны таких земель по сравнению с охраной других земель. Следовательно, как сказано в п. 6, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изменение целевого использования ценных земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Это, однако, не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (см. комментарий к гл. XVII).

7. Платность использования земли выражается в уплате налога или арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

Под одним общим названием «платность использования земли» Земельный кодекс понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то только на основании закона. Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю. С изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ), земельный налог устанавливается его гл. 31.

8. Весь земельный фонд Российской Федерации разделяется по основному целевому назначению на семь категорий, имеющих свой правовой режим использования, с учетом зонирования и разрешенного использования. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производятся компетентными органами власти и определяются ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

9. Данный принцип устанавливает, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований определяется федеральными законами. При этом основания и порядок разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований определяются ст. ст. 16 — 19 ЗК РФ, а также Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ.

10. Невозможно, как известно, без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, организовать рациональное использование и охрану земель. Фактические показатели состояния земель и их правовой режим непременно учитываются при землеустроительном проектировании, установлении зонирования земель. Именно в связи с этим подп. 10 п. 1 ст. 1 Кодекса провозглашает принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

11. Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, находит отражение во многих статьях Земельного кодекса и других нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Этот принцип четко выражен в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, в которой установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный кодекс обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Так, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой — гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. ст. 60 — 63).

При регулировании земельных отношений применяется, как сказано в подп. 11, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство — специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

Перечень принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1. Сравнительный анализ содержания других статей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов земельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе по этому вопросу.

См.: Волков Г.А. Принципы земельного права России. М.: Городец, 2005. С. 65; Жариков Ю.Г. Земельное право России. М.: Кнорус, 2006. С. 13.

Независимо от своих полномочий собственника земли государство как орган власти проводит ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. В числе этих принципов можно назвать:

1) принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;

2) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга;

3) создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;

4) плановость в использовании земель. Этот принцип выражается в мероприятиях троякого назначения:

  • изучение «спроса» на землю и ее распределение между претендентами;
  • резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей — с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на личных пользователей. Такое резервирование закрепляется в специальных документах типа генерального плана города (поселка), проекта (схемы) планировки и застройки населенного пункта и др. Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок;
  • обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб животному миру. Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий.

Все эти направления государственной земельной политики находят закрепление в законодательстве, в земельном праве в первую очередь, что имеет важное практическое значение.

В юридической литературе формулируются (и вполне, на наш взгляд, обоснованно) принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Они отражены в ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  • преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  • установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Комментарий к Земельному кодексу РФ / Отв. ред. С.И. Сай и С.А. Боголюбов (автор раздела — Е.Л. Минина). СПб.: Изд. дом «Питер», 2008. С. 19, 20.

Статья 2. Земельного кодекса РФ. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.


Комментарии к ст. 2 ЗК РФ


1. Земельное законодательство как самостоятельная отрасль российского законодательства имеет определенную систему. Основой ее является Конституция Российской Федерации, которая в ст. 72 установила совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений. Таким образом, земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения земельными и другими природными ресурсами, как предусмотрено ст. 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Поэтому субъекты РФ часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки.

Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции).

К вопросам, решаемым при совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.

Решение других вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации. Поэтому в ст. 73 Конституции записано: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Следующим важным актом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования земельных отношений, отношений природопользования и охраны окружающей среды являются указы Президента Российской Федерации. Особенность их обусловлена высоким положением Президента как главы государства, что провозглашено в ст. 80 Конституции РФ. На основании Конституции Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с высоким статусом в государственном устройстве страны Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам политики, экономики и экологического и продовольственного благополучия населения страны.

Президент РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (т.е. они являются подзаконными актами).

По конкретным, текущим и перспективным проблемам земельного и экологического права Президентом были приняты Указы: от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.

Президент издал также ряд указов, имеющих важное значение для успешного проведения земельной реформы. В их числе можно выделить Указы от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и др.

Выполнив свою организующую роль в деле проведения в стране земельной реформы, они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, — в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления, в отличие от распоряжений, носят общий характер, являясь нормативными актами. Распоряжения обычно принимаются по частным, конкретным вопросам и потому являются правовыми актами индивидуального значения, т.е. не имеющими нормативного характера.

Правительство решает практически все те вопросы, которые необходимы для успешного исполнения федеральных законов и указов Президента РФ об организации рационального использования и охраны земель и других природных ресурсов, осуществлении мер по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.

В форме положений или правил издаются сложные по содержанию и структуре нормативные акты. Например, Постановлениями Правительства РФ: от 2 октября 2002 г. N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота; от 28 ноября 2002 г. N 846 — Положение об осуществлении государственного мониторинга земель; от 11 августа 2003 г. N 486 — Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. Когда для решения тех или иных вопросов не требуется издания положения или правил, принимаются обычные постановления Правительства, например от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

3. Подзаконные правовые акты субъектов РФ издаются на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства, других исполнительных органов РФ, а также законов субъектов РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ решение многих вопросов регулирования земельных отношений на местах отнесено к ведению государственных органов субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

4. По вопросам местного самоуправления в области использования и охраны земель подзаконные правовые акты могут издавать органы местного самоуправления (местные администрации). В них определяется порядок использования и охраны земель с учетом местных условий (ст. 11 ЗК РФ).

Статья 12 Конституции РФ признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно. В городах и сельских населенных пунктах их граждане осуществляют самоуправление путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, формируемые выборными органами. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и собственностью на землю.

Статья 3. Земельного кодекса РФ. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.


Комментарии к ст. 3 ЗК РФ


1. В данной статье прежде всего обращается внимание на то, что объектом регулирования земельных отношений является не обычный материальный (имущественный) объект, а объект природы — основа жизни и деятельности как отдельного конкретного собственника, пользователя земли, так и общества в целом. В процессе использования земли должны по требованию земельного законодательства учитываться не только частные, но и публичные интересы общества (приоритеты сельскохозяйственного использования земель, охраны наиболее ценных угодий, ограничения их оборота и т.д.).

2. Специалисты-экологи всегда отмечают неразрывную связь и взаимозависимость земли и других природных ресурсов — лесов, вод, недр, атмосферного воздуха, которые обнаруживают свое соответствующее значение при регулировании земельных отношений, поскольку земля является главнейшей частью всей биосферы, вместилищем всех связанных с нею природных объектов. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем не только будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, истощительные рубки, а также сокращение площади лесов при неоправданном изъятии земель гослесфонда, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель регулируют эти отношения как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Что касается отношений по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных объектов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, то при их регулировании применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. В комментируемом пункте ст. 3 формулируется решение сложной проблемы разграничения сферы применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений. Вопрос о возможности применения норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений возникает потому, что, с тех пор как земля была признана недвижимым имуществом, земельные отношения приобрели характер имущественных отношений, т.е. родственных гражданским имущественным отношениям. Но, несмотря на это, нормы гражданского законодательства могут применяться к регулированию земельных отношений только в том случае, как сказано в комментируемом пункте ст. 3, если эти отношения не урегулированы земельным или специальным федеральным законом.

Так, в связи с развитием оборота земель при купле-продаже земельных участков, их аренде, залоге и других сделках применение норм гражданского законодательства значительно расширяется. Однако при совершении таких сделок необходимо учитывать особенности земельных отношений, требующие соблюдения ряда ограничений, предусмотренные именно в земельном законодательстве и не свойственные гражданскому праву. По земельному законодательству запрещается продажа в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к родственным земельным отношениям.

Часто в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству. Но для применения норм гражданского законодательства к сфере земельных отношений не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права.

Нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и родственные по своему характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельный закон устанавливает порядок ведения кадастра объектов недвижимости, в том числе земли. Землеустройство в значительной мере регулируется также земельным правом (за исключением гражданско-правовой части договорных отношений при землеустроительном проектировании). Земельные отношения возникают и регулируются при установлении порядка платного и бесплатного предоставления земельных участков, указывается, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в Земельном кодексе РФ, и необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и быть не может. Безусловно, необходимо обращаться к нормам Гражданского кодекса при регулировании отношений, связанных с возмещением убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются исходные положения Гражданского кодекса о полном возмещении вреда и упущенной выгоды.

См.: Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право). М.: Былина, 1998.

Таким образом, земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку они могут регулироваться нормами как земельного, так и гражданского законодательства. И это вполне оправданно, так как земельное право — это сложная комплексная отрасль права.

Статья 4. Земельного кодекса РФ. Применение международных договоров Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.


Комментарии к ст. 4 ЗК РФ


Комментируемая норма непосредственно вытекает из положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По определению Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации — это международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Как правило, норма международного договора находит реализацию в имплементации (включении) в национальном законодательстве, после чего применяется наравне с другими национальными нормативно-правовыми актами. Однако в случаях запаздывания изменения национального законодательства под воздействием заключенного международного договора международный договор применяется непосредственно и имеет высшую юридическую силу по отношению к национальным нормам.

Статья 5. Земельного кодекса РФ. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Комментарии к ст. 5 ЗК РФ


1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК РФ. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, например, по ЗК РФ земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами. Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.

К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ (п. 5 ст. 3) в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» — в отношении особо охраняемых природных территорий и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — в отношении земельных участков из данной категории земель. Причем согласно ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

3. Пункт 3 комментируемой статьи унифицировал систему терминов для обозначения обладателей указанных прав. Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и, хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов.

Статья 6. Земельного кодекса РФ. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.


Комментарии к ст. 6 ЗК РФ


1. Комментируемая статья основывается на двойственном подходе к земельным участкам. Во-первых, земельный участок является природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю. Следовательно, как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, гл. II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок — ключевое понятие земельного законодательства. Именно земельный участок является универсальным объектом прав с точки зрения государственной регистрации. Определение земельного участка содержится в законодательстве о кадастре объектов недвижимости.

Часть земельного участка не является ни объектом прав, ни природным объектом. Без выделения в качестве самостоятельного земельного участка часть земельного участка не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК РФ часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

Статья 7. Земельного кодекса РФ. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.


Комментарии к ст. 7 ЗК РФ


1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Статья 8. Земельного кодекса РФ. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

  • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

  • актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
  • договорах, предметом которых являются земельные участки;
  • государственном кадастре недвижимости;
  • документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.


Комментарии к ст. 8 ЗК РФ


1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.

Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).

Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV — XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 — 13).

В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.

Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.

Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.

2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.

Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

  • в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;
  • в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

  • установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.

Изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в установленном ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом как материального (неверного или необоснованного решения по существу вопроса), так и процессуального (нарушение установленной законом процедуры перевода земель) характера.

Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.

В зависимости от вида оспариваемого правового акта в гражданском процессе производство осуществляется по правилам гл. 24 или 25 ГПК РФ, в арбитражном процессе — по правилам гл. 23 или 24 АПК РФ.

Статья 9. Земельного кодекса РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  •  государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
  • осуществление государственного земельного надзора;
  • установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;
  • резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).


Комментарии к ст. 9 ЗК РФ


1. В соответствии с п. п. «в», «д» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования (в том числе землепользования), а также земельное законодательство относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Комментируемая статья к числу полномочий Российской Федерации относит установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений. При этом установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ признаются предметом исключительного ведения Российской Федерации. Правительство РФ как федеральный орган, возглавляющий систему исполнительной власти, в соответствии со ст. ст. 13, 14 и 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, а также обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Полномочия Правительства РФ по формированию и обеспечению реализации федеральных целевых программ использования и охраны земель закреплены положениями комментируемой статьи. Среди федеральных целевых программ, закрепляющих основы федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений, следует выделить:

Федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2008 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745 и подпрограмму данной Программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005;

Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2012 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99;

Федеральную целевую программу «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 и ряд иных.

Реализация закрепленных комментируемой статьей полномочий по установлению ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков основывается на положениях как земельного, так и гражданского законодательства. Так, ч. 3 ст. 129 ГК РФ закрепляет общее правило, регулирующее вопросы оборотоспособности земли и других природных ресурсов, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. При этом общие ограничения оборотоспособности земельных участков установлены положениями ст. 27 комментируемого Кодекса; специальные — рядом иных Федеральных законов (Водным, Лесным кодексами РФ и прочими законодательными актами).

К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений также относятся государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. Законодательные основы осуществления указанных полномочий закреплены положениями гл. XI комментируемого Кодекса (см. комментарий к соответствующим статьям).

Следует отметить, что от имени Российской Федерации полномочия в области земельных отношений осуществляют федеральные органы исполнительной власти — Правительство Российской Федерации и иные органы, действующая система и структура которых неоднократно претерпевала изменения и утверждена в настоящее время Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти») и от 24 сентября 2007 г. N 1274, Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время полномочия в сфере регулирования земельных отношений, следует отнести образованную Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящуюся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Росреестр в соответствии с положениями данного Указа Президента РФ является правопреемником упраздненных Федерального агентства по геодезии и картографии (Роскартографии) и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости). Федеральной службе переданы функции упраздненных Федеральных агентств.

Институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд был введен в земельное законодательство с принятием Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (подробнее о порядке резервирования см. комментарий к ст. 70.1 ЗК РФ).

Комментируемой статьей установление порядка резервирования земель и изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, а также резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации отнесены к полномочиям Российской Федерации. В данном случае федеральные органы исполнительной власти, выступая от лица собственника земель, находящихся в федеральной собственности, уполномочены устанавливать ограничения их оборотоспособности путем резервирования их для нужд Российской Федерации.

Следует отметить, что перечень полномочий, закрепленных за Российской Федерацией комментируемой статьей, не является исчерпывающим. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены и иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями комментируемой статьи Российской Федерации принадлежит исключительное право управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику имущества принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения им. Распоряжение имуществом, т.е. возможность определения его юридической судьбы, — неотъемлемое правомочие собственника, отличающее его от лиц, способных обладать имуществом на ином вещном или обязательственном праве. Между тем, помимо правомочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, рассматриваемый п. 2 комментируемой статьи закрепил за Российской Федерацией право управления ими. Несмотря на то что управление не предусматривается Гражданским кодексом РФ в качестве правомочий собственника, его следует считать сопутствующим правом, принадлежащим только собственнику имущества. Идеи о расширении содержания права собственности на имущество, и в частности землю как объект права собственности выдвигались учеными-юристами еще в период становления и развития советского земельного права. Так, еще А.В. Павлов утверждал, что государству как собственнику земель принадлежит также четвертое правомочие — правомочие управления. Г.А. Аксененок, подтверждая данное суждение, отмечал, что в праве государственной собственности на землю в СССР следует выделять четыре элемента: владение, распоряжение, управление и пользование. Проф. Е.А. Суханов, в свою очередь, опровергает теоретические попытки дополнить «триаду» правомочий собственника (владение-пользование-распоряжение) другими правомочиями, например правомочием управления. По его мнению, при более тщательном рассмотрении такие «правомочия» оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

См.: Павлов А.В. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938. С. 23.

См.: Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950. С. 196.

См.: Суханов Е.А. Гражданское право: Учеб. В 2 т. Т. I. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Как отмечает проф. И.А. Иконицкая, после разграничения государственной собственности возникнет проблема определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральной земельной собственностью.

См.: Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. N 12.

В настоящее время полномочиями по управлению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наделено находящееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В частности, Федеральное агентство осуществляет в указанной сфере следующие полномочия:

  • осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
  • подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
  • при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков:

а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Минэкономразвития России для внесения в Правительство РФ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;

в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;

г) выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации;

д) заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае:

а) предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;

б) предоставления органу государственной власти РФ (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;

в) прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки;

г) предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет;

  • принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному учреждению и федеральному государственному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению субъекта РФ и государственному унитарному предприятию субъекта РФ;
  • принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, и ряд иных полномочий.

Статья 9.1. Земельного кодекса РФ. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

ответы на вопросы прямо сейчас
Задать вопрос юристу
Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Не выходя из дома, вы можете задать юристу бесплатно любые вопросы по номеру горячей линии 8 (800) 511-54-99. Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы также можете, не затратив ни копейки. Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями? Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу. За нее Вам также не придется платить.