Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 10. Земельного кодекса РФ. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.


Комментарии к ст. 10 ЗК РФ


1. Комментируемая статья закрепляет перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. При этом следует отметить, что в данном случае, равно как и в ст. 9, речь идет скорее о полномочиях органов государственной власти, так как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть наделены властными полномочиями, являющимися важнейшим элементом их компетенции. При этом в данной статье, равно как и в предыдущей, перечень полномочий является открытым, т.е. субъекты РФ могут быть наделены и иными полномочиями, которые не отнесены к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Данное обстоятельство позволяет наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иными полномочиями в рамках предметов совместного ведения. Как было указано в комментарии к ст. 9, названные полномочия реализуются органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ.

К указанным полномочиям относится резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации. При этом положениями п. 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют данное полномочие самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации согласно положениям комментируемой статьи является разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. В качестве примера подобных программ можно привести:

среднесрочную городскую целевую программу «Развитие земельной реформы в г. Москве на 2007 — 2009 годы», утв. Постановлением правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 653-ПП;

Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 48.

региональную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008 — 2010 годы», утв. Законом Ленинградской области от 21 декабря 2007 г. N 186-оз;

Вестник правительства Ленинградской области. 2007. N 88.

областную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007 — 2011 годы)», утв. Постановлением Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 г. N 649-III-ОД, и др.

Как следует из приведенных примеров, программы субъектов Российской Федерации могут быть утверждены различными актами — как актами высших исполнительных и представительных органов государственной власти субъектов РФ, так и законами субъектов РФ. При этом разрабатываются и реализуются указанные программы, как правило, органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

2. От имени субъектов РФ рассмотренные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, структура которых согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Согласно п. «д» ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, существенно затруднено ввиду изрядно затянувшегося процесса разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами, а также отграничения от них земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, закреплял особую процедуру разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации, обеспечивавшую согласование интересов всех уровней публичной власти в сфере реализации права собственности на землю. В настоящее время, после признания указанного Федерального закона утратившим силу, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать право собственности лишь на земельные участки, соответствующие критериям, установленным ст. 18 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.