1. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
2. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 34 ВК РФ
Меры использования и охраны водных объектов при их аварийном загрязнении, при чрезвычайных ситуациях и бедствиях предусматриваются в статье 67 Водного Кодекса РФ, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», нормативных правовых актах, регулирующих деятельность и состав сил при чрезвычайных ситуациях, включая статус и обязанности МЧС России и его органов.
Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях осуществляется также государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечению потребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения и резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличия нормативных заносов материалов, оборудования и техники для восстановления питьевого водоснабжения) осуществляются органами местного самоуправления совместно с органами МЧС России (ст. 43 и ст. 67 ВК РФ и комментарии к ст. ст. 43 и 67).
Наряду с резервированием источников питьевого водоснабжения органы местного самоуправления, собственники систем питьевого водоснабжения, организации питьевого водоснабжения должны принимать меры по подаче питьевой воды потребителям, используя бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования. Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушением функционирования систем питьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей соответствующего населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения» резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
В качестве источников питьевого водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Орган государственной власти субъекта Федерации по согласованию с территориальным органом МЧС России, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Федерации, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее — перечень городов и других населенных пунктов).
Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:
- состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- степени подверженности используемых источников питьевого водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
- объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта Федерации направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.
К запросу прилагается обоснование, где содержится перечень городов и других населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого водоснабжения.
Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в двухмесячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Пригодность разведанных запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения и зарезервированных в качестве источников питьевого водоснабжения должна быть определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта Федерации очередности резервирования источников питьевого водоснабжения.
В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.
Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.
При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
Орган государственной власти субъекта Федерации принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.
Предоставление в пользование подземных водных объектов, зарезервированных в качестве источников питьевого водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах.
С резервированием источников водоснабжения может быть связано резервирование земель в соответствии с Земельным кодексом РФ. Порядок резервирования земель для этих целей должен быть установлен федеральным законом. Резервирование земель является основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на основании пункта 4 ст. 27 ЗК РФ, а также может служить основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.