1. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
- определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
- определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
- обеспечения охраны водных объектов;
- определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:
- целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;
- перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
- водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
- лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;
- квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;
- основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
- предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
6. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 33 ВК РФ
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов призваны выражать отношение к природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, предусмотренной в части первой ст. 9 Конституции РФ. Схемы являются информационной базой выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных, бассейнов их и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов субъектам Федерации по водопотреблению и водоотведению.
Поскольку водохозяйственные балансы, предусмотренные в пункте 3 части третьей комментируемой статьи, — основа количественной и качественной оценки современного и будущего состояния водных ресурсов, реальным и наглядным проявлением принципов государственного управления в области использования и охраны вод являются водно-балансовые исследования водоемов, регулярно публикующиеся по большинству основных озер и водохранилищ страны, включая бюллетени оперативных водных балансов, составляющиеся ежемесячно по 50 водоемам, ежегодные данные по водным балансам 70 водоемов в изданиях Государственного водного кадастра, многолетние обобщения данных о водных балансах озер и водохранилищ с начала водно-балансовых расчетов.
Разработанными Рекомендациями по расчетам водного баланса крупных озер и водохранилищ предусматриваются:
- определение объема поверхностного притока (расчет по сумме расходов впадающих рек, его особенности в условиях влияния на сток рек хозяйственной деятельности, погрешности определения расходов заборов и сбросов воды, оценка точности расчета притока воды с неизученной площади водосбора);
- осадки на акваторию водоема (расчет и корректировка осадков, методы среднего арифметического, среднего взвешенного, пространственной интерполяции);
- подземный водообмен (его особенности, методы оценки составляющих, определение подземного притока и оттока, изменение объема воды в грунтах берегов);
- испарение с акватории водоемов (методы водных испарителей, теплового баланса, турбулентной диффузии, скорость ветра, температуры воздуха и поверхности воды, расчет испарения с покрытой льдом поверхности водоема);
- изменение объема воды в озерах и водохранилищах (кривые объемов и площадей, расчет среднего уровня, изменение объема в осевшем на берегах льду, случайные и систематические погрешности при расчетах элементов водного баланса, составление оперативного водного баланса, рекомендации по расчету водного баланса неизученных и недостаточно изученных водоемов и т.д.).
В итоге водный баланс представляет соотношение приходной и расходной частей круговорота воды на каком-то пространстве вплоть до планеты в целом, где существует глобальный водообмен. Баланс водохозяйственный определяется как количественное сопоставление наличия водных ресурсов и потребностей в воде в пределах определенного региона.
Таким образом, водные балансы — необходимая и основная часть водохозяйственных балансов, состав и цели которых определяются в части третьей ст. 32 и части третьей ст. 33 ВК РФ. Водохозяйственные балансы тесно связаны сначала с государственным мониторингом, государственным водным реестром, учетом и кадастром вод, а затем — со схемами комплексного использования и государственными программами восстановления и охраны водных объектов.
Возложенные комментируемой статьей (см. также комментарий к частям восьмой и девятой ст. 26) обязанности по составлению водохозяйственных балансов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов, которое с помощью других организаций и предприятий постоянно контролирует и учитывает приток, сброс, заборы воды из водохранилища, отметки уровней воды в верхних и нижних бьефах основного и буферного гидроузлов, на акватории водохранилища и в устьевых участках впадающих водотоков, регулярно (не реже одного раза в месяц) подсчитывает водный баланс водохранилища, выявляет причины возможных неувязок в балансе.
Под «бьефом» понимается участок реки или канала выше или ниже подпорного сооружения — плотины, шлюза и др. (см.: Реймерс Н.М. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 56).
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), предусмотренные в пункте 4 части третьей комментируемой статьи, представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лимиты водопользования существуют для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.
Лимиты водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно обоснованного расчетного объема водопотребления с учетом состояния водного объекта в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.
Лимиты водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам устанавливаются в договоре водопользования либо решении о предоставлении водного объекта в пользование на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах (часть первая ст. 13 и часть первая ст. 22 Водного Кодекса РФ).
Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением нормативных и методических документов, утвержденных в установленном порядке. Соблюдение лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем и надзором над использованием и охраной водных объектов.
Реализуя требования части четвертой комментируемой статьи, Правительство РФ приняло Постановление от 30 декабря 2006 г. N 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы», которым утвердило Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Правительством РФ установлено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов:
- разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными указанным Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов;
- утверждаются МПР России при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
До утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов при предоставлении водных объектов в пользование используются лимиты водопользования (водопотребления, водоотведения), установленные в отношении субъектов Федерации до введения в действие Водного кодекса РФ.
МПР России поручено утвердить методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1097 «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» (СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4564).
Схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
При несоответствии материалов на бумажном и электронном носителях приоритет имеют материалы на бумажных носителях.
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Федерации.
Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов.
В разработке схем принимают участие Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти представляют в Федеральное агентство водных ресурсов результаты исследований и иные материалы, необходимые для включения в схемы, в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30, по запросам Федерального агентства водных ресурсов. Состав и форма представления указанных материалов определяются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по России, отраслям экономики, регионам, а в отношении трансграничных водных объектов — также положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.
Схемами устанавливаются:
- а) целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Росгидромета и Ростехнадзора с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна;
- б) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации;
- в) водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, рассчитываемые Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утверждаемой МПР России по согласованию с Росгидрометом. Очередность подготовки указанных водохозяйственных балансов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;
- г) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;
- д) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Федерации и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков;
- е) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей, включая мероприятия, направленные на предупреждение наводнений и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в конкретных речных бассейнах, обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных систем в границах речных бассейнов, защиту от негативного воздействия вод на определенных территориях и объектах.
Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации;
ж) предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов, исчисляемый исходя из объема финансовых ресурсов, требуемых для разработки водохозяйственных балансов, и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, а также мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия вод.
Федеральное агентство водных ресурсов направляет проекты схем бассейновым советам, которые в месячный срок с даты поступления проектов схем представляют в агентство соответствующие рекомендации.
Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в двухнедельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы представляет проекты схем в МПР России.
МПР России утверждает схемы в месячный срок с даты их поступления и передает в Федеральное агентство водных ресурсов для направления в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также для размещения на сайте Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет.
В схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия.
Изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные в Правилах, вносятся в порядке, установленном для разработки схем, а изменения, не требующие корректировки показателей, вносятся Федеральным агентством водных ресурсов.
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.