Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 24. Водного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:

  1. владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
  2. разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  3. осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  4. организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  5. установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  6. утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  7. определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  8. гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;
  9. установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
  10. установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
  11. установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов;
  12. территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
  13. утверждение правил использования водохранилищ;
  14. установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;
  15. определение порядка осуществления федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;
  16. определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  17. установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;
  18. осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;
  19. утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;
  20. определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
  21. утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
  22. иные установленные настоящим Кодексом полномочия.

Комментарии к ст. 24 ВК РФ


Нормы главы 4 об управлении в области использования и охраны водных объектов ВК РФ и о разграничении соответствующих полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления базируются на Конституции РФ. Согласно статье 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Конституцией РФ предусматриваются компетенция Российской Федерации, совместная компетенция Федерации и ее субъектов и компетенция субъектов Федерации.

К ведению Российской Федерации согласно статье 71 Конституции РФ относятся:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических в области водных отношений);
  • федеральная государственная собственность (прежде всего на воды, на другие природные ресурсы) и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
  • производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране водных объектов, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
  • метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области водных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно статье 72 Конституции РФ находятся:

  • защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических в области водных отношений);
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности (прежде всего на воды, на другие природные ресурсы);
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории (сюда относится и благоприятная водная среда);
  • земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации согласно статье 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Хотя в Водном кодексе РФ Президент РФ не обозначен в качестве органа государственного управления в области использования и охраны водных объектов, некоторые положения Конституции РФ позволяют считать его активным участником и гарантом водных отношений:

  • обеспечение совместно с Правительством РФ в соответствии с Конституцией осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст. 78 Конституции РФ);
  • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение в соответствии с Конституцией и федеральными законами основных направлений внутренней политики государства; гарантирование прав и свобод гражданина (ст. 80);
  • внесение законопроектов в Государственную Думу; подписание и обнародование федеральных законов (ст. 84);
  • использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения — передача разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85);
  • издание указов и распоряжений, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).

Предусмотренные в комментируемой статье и статьях 25 — 27 ВК РФ полномочия публичных органов конкретизируются в последующих нормах Кодекса; по многим из обозначенных вопросов уже приняты нормативные правовые акты, приводимые в соответствующих статьях ВК РФ.

Полномочия Российской Федерации по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, конкретизируются в последующих ее пунктах и в других статьях настоящего Кодекса: лимиты водопользования (ст. 35), водохранилища (ст. 45), особо охраняемые водные объекты, их зоны и округа санитарной охраны (ст. ст. 63 — 66), резервирование источников питьевого водоснабжения (ст. 34).

Разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов согласно частям четвертой и шестой ст. 33 настоящего Кодекса устанавливается Правительством РФ.

Предусмотренные в пункте 3 ст. 24 ВК РФ федеральный государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов тесно связаны с установленным в пунктах 14, 19 — 21 и др. той же статьи порядком организации и проведения государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов и иными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений (см. также ст. 26 настоящего Кодекса).

В пунктах 4 — 7 ст. 24 и других статьях ВК РФ содержатся предписания об установлении органами государственной власти Российской Федерации порядка ведения государственного водного реестра, утверждения порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов и др.

Отнесение к полномочиям Российской Федерации разработки и утверждения элементов единой нормативно-методической базы регулирования водных отношений предполагает прежде всего принятие Федерацией нормативных правовых актов, предусмотренных в статье 2 настоящего Кодекса. В комментируемой статье не указано, о полномочиях каких именно органов и чьей и какой компетенции идет речь.

В любом случае разработка составных частей нормативно-правовой базы обеспечения, регулирования водных отношений должна быть тесно связана с единой научно-технической политикой, с фундаментальными и прикладными научными теоретическими и прикладными исследованиями в области использования и охраны водных объектов.

В Водном кодексе сравнительно немного норм, посвященных экономическому механизму организации рационального водопользования, что объяснимо в условиях формирования рыночных отношений. Экономическое стимулирование охраны водных объектов и платность водопользования являются основными принципами водного законодательства согласно пунктам 14 и 15 ст. 3 ВК РФ.

Принципы экономического стимулирования рационального водопользования обозначены в статьях 8 — 11, 20, 40, 69 ВК РФ, в главе IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах предусматриваются в статье 35 ВК РФ. Порядок реализации предусмотренных в пунктах 11 — 13 комментируемой статьи полномочий Российской Федерации раскрывается в статье 45 и других статьях Водного кодекса.

Принцип «загрязнитель платит» воспринят в водном и ином природоресурсном законодательстве Российской Федерации из западного опыта, что не исключает государственных капиталовложений в охрану и восстановление водных объектов. Федеральная единая инвестиционная политика имеет значение для использования и охраны водных объектов. Правительством РФ утверждено Положение о Российской программе организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.

Значительная часть инвестиций предусматривается в соответствующих федеральных целевых программах (ФЦП), в частности, по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод (см. комментарий к ст. 67). Правительством РФ утвержден Порядок разработки и реализации федеральных программ и межгосударственных программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

Примером ФЦП могут служить утвержденные постановлениями Правительства РФ комплексные федеральные программы по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна. Программ, принятых по поводу озера Байкал на общегосударственном уровне за последнюю треть века, по нашим подсчетам, почти два десятка.

В Водном кодексе РФ содержатся десятки норм, устанавливающих компетенцию Правительства РФ и уполномоченного им федерального государственного органа исполнительной власти (см., например, части четыре, пять — девять ст. 26, части три и шесть ст. 35 ВК РФ).

Реализация указанных полномочий Российской Федерации осуществляется путем принятия федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и иных актов федеральных министерств, а также федеральных служб и федеральных агентств, иных органов государственной власти Российской Федерации.

Значительная часть полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляется Правительством РФ. Например, на основании статьи 20 и пункта 9 ст. 24 ВК РФ принято Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

Российская газета. 2006. 20 дек.

К иным установленным в настоящем Кодексе полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений можно отнести полномочие, предусмотренное в части три ст. 6 ВК РФ. В соответствии с ним Правительство РФ приняло Постановление от 14 декабря 2006 г. N 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах». В соответствии с этим Постановлением утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Федерации, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более месяца.

Реализация вышеназванных полномочий предполагает принятие нормативных правовых актов, рассчитанных на неопределенное время, а также на установленный период времени, например на год. Так, в соответствии с полномочиями Российской Федерации, предусмотренными в статье 26 ВК РФ, 13 июня 2006 г. принято Постановление Правительства N 370 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Юридическая помощь онлайн

Помощь онлайн

Отправьте нам сообщение, чтобы мы узнали о том, что Вам нужна наша помощь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.