За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Комментарии к ст. 21 УИК РФ
Важным средством обеспечения законности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, является ведомственный контроль.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, подведомственны двум министерствам. Те из них, которые входят в уголовно-исполнительную систему, а также Федеральная служба судебных приставов подведомственны Минюсту России, а исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих — Минобороны России. Поэтому нормативно-правовое обеспечение контроля на ведомственном уровне и его организация также осуществляются двумя указанными министерствами.
В соответствии со ст. 5 УИК РФ, Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части», Приказом министра обороны РФ от 29.07.1997 N 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (в ред. от 04.09.2006) и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Минобороны России, ведомственный контроль за исполнением наказаний военнослужащих в пределах своей компетенции осуществляют вышестоящие органы военного командования: Минобороны России, Генеральный штаб, командующие войсками военных округов (командующие флотами), командиры соединений и воинских частей.
Ведомственный контроль за деятельностью остальных учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с утвержденными Президентом РФ: Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации; Положением о ФСИН России; Положением о Федеральной службе судебных приставов; утвержденной Минюстом России от 26.06.2007 N 132 Инструкцией об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений.
Целями ведомственного контроля являются: реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека; защита прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей; изучение и обобщение практики деятельности ФСИН России в части соблюдения прав человека.
Непосредственно функцию контроля в рамках Минюста России реализует Департамент правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб. Для проведения контроля создается комиссия, возглавляемая председателем из числа государственных служащих Департамента. Контрольные мероприятия проводятся Департаментом во взаимодействии с ФСИН России, а территориальными органами Минюста России — во взаимодействии с управлениями ФСИН России по федеральным округам.
Формами контроля являются:
- изучение состояния вопроса о соблюдении прав и законных интересов человека при исполнении наказаний и содержании под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы и при организации принудительного исполнения судебных актов ФССП России посредством анализа информационных, аналитических и статистических материалов, организационно-распорядительных документов, изданных ФСИН России и ФССП России, материалов комплексных, инспекторских и контрольных проверок, актов прокурорского реагирования;
Изучение организации соблюдения прав человека непосредственно на местах:
- в центральном аппарате и территориальных органах ФСИН России и ФССП России, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- рассмотрение состояния соблюдения прав человека при исполнении наказаний на заседаниях коллегии Минюста России, а также на заседаниях координационных советов территориальных органов Минюста России, оперативных совещаниях.
Аналогичные контрольные функции выполняют федеральные службы и их территориальные органы. Так, в соответствии с подп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России она осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.