Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.
Комментарии к ст. 144 УИК РФ
Ограничение в праве на получение полного денежного довольствия означает, что из денежного довольствия военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятся удержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20% (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Комментируемая статья в развитие указанной нормы детализирует виды выплат, из которых должны производиться удержания в доход государства. К ним относятся: должностной оклад, оклад по воинскому званию, ежемесячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты.
Обращает на себя внимание ряд неточностей, содержащихся в ст. 144 УИК РФ.
Во-первых, в названии и по тексту статьи используется термин «денежное содержание», которое по смыслу ст. 12 Закона о статусе военнослужащих является только частью денежного довольствия и не включает месячные и иные дополнительные выплаты. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 51 УК РФ была приведена в соответствие с военным законодательством, ранее использовавшийся в ней термин «денежное содержание» был заменен на «денежное довольствие».
Во-вторых, в денежное довольствие военнослужащих в соответствии со ст. 12 Закона о статусе военнослужащих входит «оклад по воинской должности», а не «должностной оклад», как это определено в комментируемой статье.
В связи с изложенным представляется необходимым унифицировать использующиеся в военном, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве термины, внеся соответствующие изменения в комментируемую статью.
Перечень дополнительных выплат, составляющих содержание денежного довольствия военнослужащего, указан в ст. 13 Закона о статусе военнослужащих. К ним, в частности, относятся: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премия за образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания.
Помимо выплат, предусмотренных указанным Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Следует отметить, что удержание не производится из иных денежных выплат осужденному военнослужащему.
В частности, оно не должно распространяться на:
- денежную компенсацию взамен положенного продовольственного пайка (питания);
- денежную компенсацию вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования;
- денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений;
- денежную компенсацию вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и другие выплаты, не входящие в денежное довольствие военнослужащих.
Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военной службой. Например, в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и, соответственно, с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.
Размер удержаний в доход государства из денежного довольствия военнослужащего не должен превышать 20%. Законодатель не устанавливает минимальный размер удержаний, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.
Вопрос о размере удержаний, составляющих содержание ограничения по военной службе, должен решаться с учетом того, что из денежного довольствия военнослужащего на момент вынесения решения уже могут производиться другие денежные удержания:
- военнослужащие являются плательщиками налога на доходы физических лиц по единой ставке в размере 13% от суммы месячного денежного довольствия;
- в соответствии с Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (в ред. от 06.02.2004)), удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, в том числе: с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;
- в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (в ред. от 04.12.2006) ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абз. 4 ст. 5 указанного Федерального закона, — в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего;
- взыскание может производиться по другим исполнительным документам, например исполнительным листам на взыскание с военнослужащего основного долга и процентов вследствие несвоевременного погашения полученного в банке кредита.
Очевидно, что размер обязательств военнослужащего при наличии нескольких оснований для удержаний из его денежного довольствия может составлять существенную часть, а в некоторых случаях и превышать размер самого денежного довольствия. Для того чтобы не лишать военнослужащего и его семью средств к существованию в подобных случаях введены ограничения на совокупный размер удержаний из денежного довольствия военнослужащего.
Согласно ст. 66 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработка. Указанные ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.
Военнослужащие в данном случае находятся в более привилегированном положении, так как в соответствии с правилом, содержащимся в п. 2 ст. 12 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством РФ, то общий размер всех денежных удержаний (даже в случае уплаты ими алиментов на несовершеннолетних детей) не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
Здесь может возникнуть вопрос: обязан ли суд при назначении ограничения по военной службе определять удержания в доход государства, если военнослужащий уплачивает алименты на трех несовершеннолетних детей в размере 50% от денежного довольствия? Действующее законодательство в данном случае не содержит запрета на принятие судом решения о применении удержаний. Однако при исполнении указанного решения уполномоченные органы должны будут руководствоваться правилом очередности удовлетворения требований взыскателей, которое содержится в ст. 78 Закона об исполнительном производстве, с учетом того, что удержание из денежного довольствия, как последствие применения ограничения по военной службе, относится к третьей очереди, являясь требованием по платежам в федеральный бюджет.