Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 193. АПК РФ. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

  • наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;
  • название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
  • права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
  • название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
  • требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
  • перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в Суд по интеллектуальным правам не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.


Комментарии к ст. 193 АПК РФ


1. В ст. 193 АПК содержатся требования, предъявляемые к содержанию, форме и документам, которые должны прилагаться к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим.

Заявление должно соответствовать общим требованиям, которые предъявляются к исковым заявлениям ст. 125 АПК.

Кроме этого, в заявлении об оспаривании нормативных актов должно быть указано:

  • точное официальное наименование и место нахождения органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;
  • полное и точное название и номер оспариваемого акта, дата его принятия, а также дата вступления в силу, если они не совпадают, официальный, а при его отсутствии иной источник опубликования нормативного правового акта;
  • данные о том, какие конкретно права и законные интересы заявителя фактически нарушены или могут быть нарушены оспариваемым нормативным правовым актом.

В заявлении должно быть указано точное название закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому, по мнению заявителя, противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения.

Если отсутствие в заявлении ссылки на указанный нормативный правовой акт выявлено при решении вопроса о принятии заявления, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в судебном заседании, то арбитражному суду следует предложить заявителю уточнить содержание его требования (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80).

Заявление должно содержать требования о признании оспариваемого акта недействующим с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда.

Предметом прямого судебного оспаривания могут одновременно выступать несколько нормативных правовых актов, связанных общим предметом правового регулирования, как правило, изданные одним органом или должностным лицом и затрагивающие одни и те же либо взаимосвязанные права и законные интересы заявителя. Процессуальное оформление оспаривания нескольких нормативных правовых актов производится по правилам соединения требований в порядке, предусмотренном ст. 130 АПК. Если нормативные правовые акты, исходящие даже от одного органа (должностного лица), не взаимосвязаны, то объединение их для рассмотрения в одном производстве нецелесообразно.

Предмет оспаривания может быть скорректирован (изменен) заявителем при подготовке дела к разбирательству либо уже в ходе судебного разбирательства. При этом с процессуальной точки зрения могут быть использованы различные способы такого изменения. Заявитель может расширить предмет оспаривания, дополнив его другими положениями данного нормативного правового акта. В этом случае изменение предмета должно осуществляться по правилам, установленным в ч. 1 ст. 49 АПК по аналогии с изменением предмета иска.

Если же после возбуждения дела появляется требование о проверке законности иных, связанных с оспариваемым актом, нормативных правовых актов, то в этом случае расширение предмета оспаривания возможно лишь через процедуру, аналогичную соединению исковых требований (ст. 130 АПК), с подачей самостоятельного заявления, оплатой госпошлины и пр.

Суды на практике не всегда точно определяют процессуальный порядок изменения предмета оспаривания. Характерен в этом смысле следующий пример.

Тюменское территориальное управление МАП России обратилось в суд с заявлением о признании недействующим закона Тюменской области «О государственной поддержке производителей, выпускающих пиво и слабоалкогольную продукцию». После возбуждения дела заявитель в порядке увеличения требования (ч. 1 ст. 49 АПК) оспорил также законы Тюменской области «О транспортном налоге» и «О предоставлении налоговых льгот на 2003 г. отдельным категориям налогоплательщиков».

Вестник ВАС РФ. 2006. N 2.

Очевидно, что расширение предмета оспаривания в данном случае следовало проводить не через процедуру увеличения требований, предусмотренную ч. 1 ст. 49 АПК, а путем соединения нескольких требований об оспаривании взаимосвязанных нормативных актов по правилам ст. 130 АПК.

2. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. п. 1 — 5 ст. 126 АПК, а также текст оспариваемого нормативного правового акта, опубликованного в официальном источнике, или надлежащим образом удостоверенная копия (ксерокопия) акта.

Заявление о проверке нормативных правовых актов подлежит оплате государственной пошлиной в размере: для физических лиц — 200 руб.; для организаций — 2000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

В практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции возникал вопрос о возможности приостановления действия основного нормативного акта по ходатайству заинтересованных лиц. Суды, как правило, отклоняли такие ходатайства, справедливо отмечая, что временное приостановление действия нормативного правового акта относится к исключительной компетенции нормотворческого органа.

Дело N 78-01-51 // Архив Верховного Суда РФ. 2001.

В ч. 3 ст. 193 АПК содержится положение, согласно которому подача заявления не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Такой акт не может быть приостановлен ни по ходатайству сторон, ни по инициативе арбитражного суда, в том числе и в качестве обеспечительной меры (гл. 8 АПК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.