Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
Комментарий к ст. 42.1 ЗоЗПП
Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе и в социально-экономической сфере, определены в ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и заключаются прежде всего в аспекте комментируемой статьи:
- в осуществлении мероприятий по проведению единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей на территории субъекта РФ;
- в осуществлении конкретных мер по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;
- в осуществлении иных полномочий, установленных федеральными законами и законодательными актами субъекта РФ.
Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в структуру федеральных органов исполнительной власти, и передачей функции по руководству деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Правительству РФ, выработку и реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей осуществляет Роспотребнадзор (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 612 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. Для достижения указанной цели субъекты РФ самостоятельно разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством РФ о защите прав потребителей. В качестве примера перечислим приоритетные направления реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей на территории Ленинградской области, утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 N 286 «О долгосрочной целевой программе «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012 — 2014 годы»:
- дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Ленинградской области;
- повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка;
- совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей;
- совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей;
- расширение информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
При этом большое внимание на территории Ленинградской области уделяется организации системы правового образования потребителей и предпринимателей, усилению профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, поддержке малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
Иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ, как это было указано ранее, устанавливаются федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.
Так, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, регламентируются Федеральными законами от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Данные полномочия заключаются в реализации государственной политики в установленной сфере деятельности на территории субъекта РФ, принятии нормативных правовых актов, установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории субъекта РФ, разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговли.
Отдельными субъектами РФ приняты законодательные акты о государственном регулировании торговой деятельности (см., например:
- Закон Московской области от 24.12.2010 N 174/2010-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области»;
- Закон г. Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 582-139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»), в которых содержатся нормы о разграничении полномочий органов законодательной и исполнительной власти соответствующего субъекта в области государственного регулирования торговой деятельности, определены формы государственной поддержки торговой деятельности на территории субъекта РФ, конкретные меры по их осуществлению. Кроме того, в законах субъектов РФ закреплены нормы, обязывающие субъект РФ разрабатывать программы развития торговой деятельности и вести торговые реестры.