Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 3. ЗоЗПП РФ. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.


Комментарий к ст. 3 ЗоЗПП


Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28.04.2011, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

В целях формирования высокого уровня правовой культуры населения (включая уровень осведомленности и юридической грамотности), традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, преодоления правового нигилизма в обществе в Российской Федерации были разработаны и утверждены Президентом РФ Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в п. 15 которых в качестве одного из основных направлений данной политики были определены правовое просвещение и правовое информирование граждан.

Правовое просвещение, являясь одним из направлений просветительской деятельности, заключается в распространении знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации.

Более развернутое определение правового понятия «правовое просвещение» сформулировано в Концепции правового просвещения на период до 2020 года. Под правовым просвещением понимается совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.

В соответствии с положениями Модельного закона о просветительской деятельности право на просвещение является составной частью права на образование, которое реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.

В комментируемой статье закреплено право на просвещение одной из категорий населения — потребителей товаров (работ, услуг). В государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году» отмечается, что потребители являются заведомо слабыми участниками гражданского оборота, «информированность и просвещенность российских потребителей все еще не находится на должном уровне, что часто приводит к неосознанному выбору ими тех или иных товаров и услуг, в основе которых нередко лежат случаи массового введения потребителей в заблуждение».

В целях обеспечения закрепленного в российском законодательстве права на просвещение, в том числе и в области защиты прав потребителей, государство создает условия, обеспечивающие:

  • развитие правовой грамотности и правосознания граждан;
  • осведомленность граждан о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке;
  • доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

В комментируемой статье определено два возможных способа обеспечения права потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей:

  • включение соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы;
  • организация системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания, является одним из факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа мышления. Поэтому неслучайно одним из итоговых решений заседания президиума Государственного совета РФ об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей от 16.01.2012 стало решение о необходимости практической реализации комментируемой статьи, предполагающее разработку мер по обеспечению права граждан на просвещение в области защиты прав потребителей, в том числе посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы.

В качестве примера реализации предусмотренной меры укажем на положение ФГОС среднего (полного) общего образования, предусматривающего изучение практических аспектов участия граждан в потребительских отношениях в рамках учебного предмета «Экономика» предметной области «Общественные науки» на базовом уровне. Так, предметные результаты освоения базового курса экономики должны отражать умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного использования основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика и пр.) (см.: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).

Существующие образовательные стандарты опосредованно затрагивают вопросы защиты прав потребителей в образовательной программе по иным предметам (в частности, «Право» (базовый уровень), «Право» (углубленный уровень)) и в целом способны обеспечить изучение основ потребительских знаний и реализацию права обучающихся на просвещение в области защиты прав потребителей.

Информирование потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите нарушенных прав осуществляется посредством обеспечения доступности правовой информации, в том числе размещаемой на информационно-правовых ресурсах и в информационно-правовых системах. При этом, как отмечается в государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году», последнее особо актуально в тех секторах потребительского рынка, где зачастую идет тотальная эксплуатация неграмотности граждан (жилищное строительство и предоставление жилищно-коммунальных услуг, потребительское кредитование граждан, туризм, предоставление платных медицинских услуг и др.).

Особое место в просветительской деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов занимают такие формы, направленные на реализацию права потребителей на просвещение и обеспечение доступа потребителей к квалифицированной юридической помощи, как общественные приемные, «горячие линии», тематическое консультирование производителей, продавцов и потребителей отдельных категорий товаров по вопросам их безопасности, тематическое консультирование потребителей различных видов услуг по вопросам обеспечения защиты их прав с привлечением специалистов-экспертов.

В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 06.04.2009 N 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» было поручено создать и обеспечить функционирование консультационных центров для потребителей.

По состоянию на 1 января 2013 года система информирования и консультирования потребителей Роспотребнадзора России включала в себя 84 консультационных центра и 586 консультационных пунктов для потребителей. В 2010 году специалистами Роспотребнадзора и ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» потребителям было дано 131400 консультаций, в 2011 году — 243200, 2012 году — 278300. При этом в большинстве случаев за консультациями обращаются покупатели товаров, приобретенных дистанционным способом, покупатели технически сложных товаров и мобильных телефонов, потребители услуг ЖКХ.

Последовательно растет степень востребованности консультаций по вопросам предоставления и защиты прав потребителей финансовых услуг, доля которых с 2,8% в 2010 году возросла до 3,6% в 2012 году.

Большое значение в развитии правовой грамотности и правосознания потребителей, повышении уровня их осведомленности о характере, способах, пределах осуществления и защиты своих прав имеет отмечаемый мировой общественностью Всемирный день защиты прав потребителей. Всемирный день защиты прав потребителей отмечается каждый год 15 марта и проводится под определенным девизом, определяемым Международной федерацией потребительских организаций. В 2012 году он проводился под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». 15 марта 2013 года Всемирный день защиты прав потребителей прошел под девизом «Потребительское правосудие сегодня» и способствовал повышению потребительской грамотности и информированию граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

Для повышения интереса широких слоев населения к продовольственной тематике территориальными органами Роспотребнадзора совместно с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями проводятся тематические выставки и конкурсы. Основными формами информационно-просветительской работы среди молодежи являются лекции, семинары, уроки-практикумы, деловые игры, конкурсы и викторины по основам потребительских знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.