Юридическая консультация
Юридическая консультация

для жителей Москвы и Московской области

Наши преимущества и особенности
Профессионализм

В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет

Надежность

Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней

Узкая специализация

Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права

Скорость обслуживания

Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут

Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 1. ЗоЗПП РФ. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).


Комментарий к ст. 1 ЗоЗПП


1. В п. 1 комментируемой статьи определена система нормативных правовых актов, посредством которых осуществляется регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Данная система представлена ГК РФ, комментируемым Законом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Таким образом, все нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, импортерами, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), можно подразделить на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты закрепляют общие правила поведения и распространяются на все общественные отношения с участием потребителя. Данные нормы содержатся в ГК РФ и комментируемом Законе.

Так, в ч. 1 ст. 2 ГК РФ в числе отношений, регулируемых гражданским законодательством, указаны договорные и иные обязательства с участием потребителя.

Комментируемый Закон исходя из текста преамбулы:

1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, импортерами, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) устанавливает права потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в частности:

  • право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
  • право на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
  • право на просвещение;
  • право на государственную и общественную защиту их интересов;

3) определяет механизм реализации этих прав.

В части, не урегулированной комментируемым Законом, отношения в области защиты прав потребителей регулируются гражданским законодательством РФ.

Специальные нормативные правовые акты закрепляют специальные нормы гражданского права, сфера действия которых распространяется на отдельные виды отношений с участием потребителя (отношения, возникающие на основе договоров долевого строительства, страхования, банковского вклада, перевозки, энергоснабжения). При этом приоритет в регулировании данных правоотношений отдан именно специальным законам РФ, таким как:

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ;
  • Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
  • Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и др.

Это означает, что комментируемый Закон к отношениям с участием потребителей, возникающим из договоров долевого строительства, страхования, банковского вклада, перевозки, энергоснабжения, применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Разъяснения о сфере действия законодательства о защите прав потребителей содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Сфера действия законодательства о защите прав потребителей распространяется на отношения с определенным субъектным составом.

С одной стороны участником данных отношений выступает гражданин, который:

  • имеет намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) в будущем;
  • использует, приобретает, заказывает товары (работы, услуги);
  • использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

При этом большое значение имеет цель, с которой гражданин использует, приобретает, заказывает товары (работы, услуги) либо имеет намерение их приобрести или заказать. В качестве такой цели определены личные, семейные, домашние, бытовые и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Другой стороной отношений является организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Из сферы действия комментируемого Закона исключены отношения по совершению нотариусом нотариальных действий, а также отношения по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплены правила подзаконного ведомственного нормотворчества. Полномочия по изданию нормативных правовых актов подзаконного характера возложены на Правительство РФ. При этом сфера ведомственного нормотворчества ограничена, поскольку Правительство РФ вправе издавать нормативно-правовые акты, закрепляющие правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).

Постановлениями Правительства РФ утверждены правила, регулирующие отношения:

  1. между покупателем и продавцом при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»), в том числе при продаже товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»), при продаже товаров по образцам (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам») и оказании в связи с такой продажей услуг;
  2. между комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию (Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»);
  3. между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
  4. между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);
  5. между абонентом (пользователем услугами различных видов связи) и оператором связи при оказании данных видов услуг (Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»; Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»; Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»; Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»; Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»);
  6. между перевозчиками и физическими лицами — пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»);
  7. между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей (Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»);
  8. между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
  9. между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»);
  10. между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающие из договора подписки на периодические печатные издания (Постановление Правительства РФ от 01.11.2001 N 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке»);
  11. в области предоставления гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
  12. в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним на автостоянках (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»).

Нормы комментируемой статьи не только сузили сферу ведомственного нормотворчества, но и существенно ограничили круг его субъектов. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи иные федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Вместе с тем отметим, что в связи с переподчинением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека непосредственно Правительству РФ (п. 14 Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти») был изменен и статус Службы, на которую были дополнительно возложены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей (п. п. 1, 5.8(1) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).

3. Положения комментируемой статьи определяют, что отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ГК РФ, комментируемым Законом и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, субъект РФ вправе самостоятельно принимать законы и иные правовые акты по вопросам защиты прав потребителей, которые, однако, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ; ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответы на вопросы прямо сейчас

Задать вопрос юристу

Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.