1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.
3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.
Комментарий к ст. 11 Закона о Полиции
1. Во исполнение закрепленной в комментируемой статье обязанности полиции предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (п. 33 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона).
2. Положения ч. 2 комментируемой статьи детализированы ведомственными нормативными актами. Так, согласно п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи.
3. Для приема сообщений в электронной форме, поступивших по информационным системам общего пользования, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.
4. Интернет-сообщение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется как с письменным сообщением в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
5. Что такое «информационные системы общего пользования»? Согласно закрепленному в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определению, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационная система общего пользования — это информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
6. Если исходить из смысла данных, закрепленных в законах определений, трудно понять, как по информационной системе общего пользования в орган внутренних дел может поступить сообщение о происшествии? Однако ознакомление с текстом следующего абзаца п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях позволяет понять, что мы имеем дело с ситуацией, когда нормативное определение информационных систем общего пользования не соответствует тому значению, в котором данное словосочетание употреблено МВД России. Под информационными системами общего пользования в Инструкции подразумевается информация, содержащаяся в Интернете, вместе с обеспечивающими ее получение информационными технологиями и техническими средствами.
7. Сообщения о происшествии в орган внутренних дел могут поступать также факсимильным видом связи. Факсимильная связь представляет собой передачу по телефонным каналам с помощью телефакса изображений, писем, фотографий, документов на бумажных носителях. Соответственно, по телефаксу может поступить и сообщение о происшествии.
8. Последнее может быть доставлено в орган внутренних дел любым «иным видом связи». Анализ содержания п. п. 32 и 35 ст. 2 Федерального закона «О связи» позволяет нам уточнить, что в данном случае подразумеваются все иные виды электросвязи, где электросвязь представляет собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по:
- радиосистеме;
- проводной;
- оптической;
- другим электромагнитным системам.
9. Использование любого из названных видов связи допустимо и для передачи сообщения о происшествии в орган внутренних дел. Соответственно, сообщения о происшествии в орган внутренних дел могут быть направлены по аське, электронной почте, скайпу и т.п.
10. Закрепленное в абз. 3 п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях предписание, касающееся необходимости применения программного обеспечения, предусматривающего обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях, адресуется органам внутренних дел. Вряд ли можно признать отсутствие такого программного обеспечения — основанием отказа в принятии сообщения о происшествии, поступившего в орган дознания в «электронной форме».
11. Между тем в любом случае нужно стремиться к тому, чтобы в заявлении о происшествии были отражены следующие сведения:
- наименование органа внутренних дел, которому адресовано сообщение о происшествии;
- фамилия, имя и отчество заявителя;
- адрес места жительства заявителя;
- должность и место работы заявителя;
- почтовый адрес заявителя (для корреспонденции);
- номер телефона заявителя;
- описание события происшествия, места, времени, последствий и иных обстоятельств его совершения;
- просьбу, адресованную к руководителю органа внутренних дел, о принятии установленных законом мер за совершение правонарушения;
- список свидетелей или очевидцев, если таковые известны;
- завершающую заявление фразу «написано собственноручно и правильно»;
- подпись заявителя;
- число, месяц, год направления заявления в орган внутренних дел.
12. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.