ЗоН(Б) РФ. Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров

(введена Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

1. Обязательства из договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренным статьей 51.5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и (или) договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга (далее — финансовые договоры), прекращаются в порядке, предусмотренном указанными генеральным соглашением (единым договором), и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга. При указанном прекращении обязательств возникает денежное обязательство (денежные обязательства), размер которого (которых) определяется в порядке, предусмотренном генеральным соглашением, и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении финансовых договоров, которые заключены до даты назначения временной администрации, или до даты принятия арбитражным судом решения о введении одной из процедур банкротства, или до даты отзыва лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая дата наступила ранее.
3. Если финансовые договоры заключены на условиях генерального соглашения (единого договора), для применения правил пункта 1 настоящей статьи дополнительно к требованиям пункта 2 настоящей статьи необходимо соблюдение следующих требований:
1) одной из сторон договора (выгодоприобретателем по договору) является:
российская кредитная организация или профессиональный участник рынка ценных бумаг;
Банк России;
иностранное юридическое лицо, имеющее право в соответствии с личным законом осуществлять банковскую деятельность или профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, с местом учреждения в государствах, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
центральный банк иностранного государства, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
международная финансовая организация;
иное российское юридическое лицо;
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
владельцы инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (в случаях, если они являются выгодоприобретателями по финансовому договору, заключенному управляющей компанией в интересах паевого инвестиционного фонда);
иностранное государство, субъект иностранного федеративного государства, административно-территориальное образование иностранного государства, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
иное иностранное юридическое лицо с местом учреждения в государствах, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
При этом второй стороной финансового договора должно являться лицо, предусмотренное абзацами вторым — шестым настоящего подпункта;
2) запись о заключении генерального соглашения (единого договора) внесена в реестр договоров, ведение которого осуществляется репозитарием в порядке, установленном статьей 15.8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 292-ФЗ)
3) генеральное соглашение (единый договор) содержит порядок прекращения обязательств с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства — денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением, предусматривающий, что:
обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
генеральное соглашение (единый договор) содержит соответствующий требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 51.5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» порядок прекращения обязательств в связи с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства — денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает в себя возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней).
4. Если финансовые договоры заключены на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга, для применения правил пункта 1 настоящей статьи дополнительно к требованиям пункта 2 настоящей статьи указанные правила должны содержать соответствующий требованиям подпункта 6.1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» порядок прекращения обязательств в связи с банкротством и определения размера нетто-обязательства.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
5. Положения настоящей статьи не применяются к возникшим из правил организованных торгов и (или) правил клиринга обязательствам по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 — 7 части 2 статьи 19 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».
6. Положения настоящей статьи не применяются к отношениям, урегулированным параграфом 7 главы IX и главой X настоящего Федерального закона.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)