Профессионализм
В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет
Надежность
Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней
Узкая специализация
Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права
Скорость обслуживания
Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут
Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего, ущерба повреждений автомобиля после ДТП.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Банкротство
Законодательная процедура по признанию всех долгов безнадежными ко взысканию. Списание долгов.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 1. Воздушного кодекса РФ. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.


Комментарии к ст. 1 ВЗК РФ


Воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море, находится под его суверенитетом и входит в состав государственной территории. Боковой границей воздушной территории государства является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий. Высотный предел воздушной территории государства международным правом не установлен. Многие российские юристы придерживаются мнения, что верхней его границей следовало бы признать высоту 100 — 110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника.

Под суверенитетом понимается независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенного государства связано понятие суверенных прав. Суверенные права государства — это проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним из конкретных суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции (например, в отношении своих морских и воздушных судов, космических объектов во время их нахождения за пределами национальной территории). Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету государства, который на континентальный шельф не распространяется. Прибрежное государство обладает также определенными суверенными правами в своей экономической зоне.

Статья 2. Воздушного кодекса РФ. Воздушное законодательство Российской Федерации

1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Комментарии к ст. 2 ВЗК РФ


Комментируемая статья относит к системе воздушного законодательства Воздушный кодекс РФ, который является основополагающим актом, действующий со дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации, а также и другие федеральные законы. Таких законов пока нет. Видимо, имеются в виду федеральные законы, которые планируется принять в будущем: закон о растительном мире и закон о концессии, которые будут регулировать вопросы использования воздушного пространства.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 (далее — Правила), устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. В указанных Правилах даются определения таких понятий, как аварийное оповещение, аэроузел, воздушная трасса Российской Федерации, воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации и другие (всего 59 наименований). Одновременно в Правилах определяются органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются:

  • Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации;
  • зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации;
  • Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ;
  • Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта России;
  • оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Данные Правила обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).

Что касается Федеральных авиационных правил, то на основании Постановления Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» они утверждаются и вводятся в действие:

  • Правительством РФ, если это определено Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;
  • Министерством обороны РФ — в области государственной авиации;
  • Федеральное космическое агентство — в области экспериментальной авиации;
  • Федеральным агентством воздушного транспорта — в области гражданской авиации.

Федеральные правила, принятые Межгосударственным авиационным комитетом, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

К федеральным правилам использования воздушного пространства и федеральным авиационным правилам разрабатываются соответствующие руководства, которые утверждаются Министерством обороны РФ, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, — и (или) Федеральной службой воздушного транспорта России.

См.: Наставление по обеспечению аэронавигационной информацией государственной авиации, утвержденное Приказом Минобороны РФ от 29 мая 2003 г. N 190.

Поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.

Статья 3. Воздушного кодекса РФ. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.


Комментарии к ст. 3 ВЗК РФ


Комментируемая статья содержит своего рода стандарт, определяющий отношение национального права к международному. В случае разночтения приоритет отдается международному праву.

Следует иметь в виду, что к международному праву относятся не только межгосударственные документы, подписанные представителями Российской Федерации и ратифицированные ею в установленном порядке, но также и «общепризнанные принципы и нормы» международного права. Некоторые такие принципы и нормы прошли испытание при решении спорных дел, но многие другие считаются таковыми и без судебного признания, поскольку их придерживаются и соблюдают многие страны в своих отношениях.

В целях достижения согласия относительно определенных принципов и мер, с тем чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично, была заключена Конвенция о международной гражданской авиации, подписанная в Чикаго 7 декабря 1944 г. Указанная Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947 года. Для СССР она вступила в силу 14 ноября 1970 г. По состоянию на 30 июня 1995 г. — 183 участника, в том числе все государства — бывшие республики СССР.

Статья 4. Воздушного кодекса РФ. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Комментарии к ст. 4 ВЗК РФ


Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ установлена ответственность за нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации. В соответствии с положениями КоАП РФ (ст. 18.5) нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство Российской Федерации установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Такими ограничениями являются:

Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594.

  • пересечение воздушными судами Государственной границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой статьи 9, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации; запрещаются (кроме оговоренных случаев):

а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Министерства транспорта и связи РФ или Министерства обороны РФ, согласованным с Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной таможенной службой РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306 запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

  • угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
  • любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;
  • любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;
  • погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;
  • нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», к таким противоправным действиям можно, в частности, отнести:

  • посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;
  • залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 5. Воздушного кодекса РФ. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 6. Воздушного кодекса РФ. Понятие уполномоченных органов

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.


Комментарии к ст. 6 ВЗК РФ


Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605 «О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации» Министерство обороны РФ наделено правом осуществления полного государственного регулирования использования воздушного пространства. При этом Федеральная служба воздушного транспорта России осуществляет государственное регулирование использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Министерство транспорта и связи Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, который включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Однако необходимо отметить, что в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (приложение N 1) утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой Министерство транспорта и связи Российской Федерации упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить в 2-месячный срок положения о федеральных органах исполнительной власти. Представляется, что функции Министерства транспорта Российской Федерации в области гражданской авиации будут возложены на Министерство транспорта и связи Российской Федерации. Такими функциями могут быть:

Официальной публикацией данного документа является публикация в «Российской газете» N 50 от 12 марта 2004 года (Российская газета. N 50. 12.03.2004. С. 10).

  • утверждение номенклатуры подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;
  • участие в установленном порядке в организации и проведении сертификации категорированных и международных аэродромов, типов их оборудования, типов наземных радиотехнических средств и комплексов радиолокации, радионавигации и радиосвязи, отдельных подсистем и компонентов, автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам, а также в осуществлении производства этого оборудования;
  • участие в сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, а также в процедурах признания норм летной годности и удостоверений о годности к полетам гражданских воздушных судов иностранного производства, импортируемого наземного авиационного оборудования; выдача удостоверения о годности гражданских воздушных судов к полетам (сертификаты летной годности воздушных судов);
  • ведение государственных реестров гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов;
  • реестров лицензий, реестров федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации, баз и банков данных нормативных документов в области гражданской авиации, являющихся федеральными информационными ресурсами;
  • осуществление государственного контроля обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их эксплуатации;
  • участие в установленном Правительством РФ порядке в расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации и с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств;
  • организация и проведение расследования чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений гражданских воздушных судов на территории Российской Федерации, участие в расследовании таких событий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств;
  • ведение учета авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов с гражданскими воздушными судами и их повреждений;
  • организация и контроль поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации;
  • участие в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проведение по ним служебных расследований;
  • выполнение функции государственного заказчика федеральных целевых программ развития гражданской авиации, создания и испытания авиационной и наземной техники, систем и средств организации воздушного движения, совместно с Министерством обороны РФ — программ модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждение технических условий на поставляемую серийную технику;
  • утверждение по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации программ и планов оснащения гражданских органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации средствами радиолокации, радионавигации и радиосвязи, автоматизированными комплексами, предназначенными для планирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения, а также программ и планов оснащения гражданских воздушных судов средствами государственного радиолокационного опознавания;
  • выполнение функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключение с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании;
  • организация взимания платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределение полученных средств между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществление контроля за целевым и эффективным их использованием;
  • установление формы перевозочных документов (билета, багажной квитанции, грузовой накладной), удостоверяющих заключение договора о перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза; формы почтовой накладной, удостоверяющей договор о перевозке почты воздушным транспортом;
  • утверждение в установленном порядке правил формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов (включая разработку и утверждение их перечня) в области гражданской авиации;
  • утверждение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями — тарифов на международные перевозки;
  • установление классификации районов воздушного пространства по видам обслуживания воздушного движения;
  • участие в разработке и реализации планов развития системы контроля воздушного пространства, создании единых радиолокационных и радионавигационных полей, полей радиосвязи;
  • организация и осуществление контроля летной работы, выдача сертификатов (свидетельств) авиационному персоналу гражданской авиации;
  • разработка и организация выполнения мероприятий по развитию материально-технической базы для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и топливозаправочных комплексов;
  • согласование с полномочными государственными органами гражданской авиации других государств маршрутов и частоты полетов, типов воздушных судов и предоставляемых емкостей, квот на международные воздушные перевозки и условий их выполнения;
  • утверждение в установленных случаях требований к состоянию здоровья авиационного персонала, организация и совершенствование проведения врачебно-летной экспертизы и оказание лечебно-профилактической помощи;
  • осуществление организационно-методического руководства авиационной медициной и координации деятельности в области охраны труда и медицинского обслуживания работников в сфере гражданской авиации;
  • осуществление функции головной организации по обеспечению участия Российской Федерации в Международной организации гражданской авиации; обеспечение деятельности Комиссии Российской Федерации по делам Международной организации гражданской авиации.

Статья 7. Воздушного кодекса РФ. Принадлежность имущества авиации

Имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.


Комментарии к ст. 7 ВЗК РФ


Комментируя данную статью, необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Впредь до его принятия в соответствии со ст. 4 Вводного закона на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности». В частности, в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ.

Предприятия воздушного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Указанным Постановлением установлено также, что объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Кроме того, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ. Оно может делегировать министерствам и ведомствам в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

  • заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
  • утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений;
  • заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров.

Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Статья 8. Воздушного кодекса РФ. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

  • аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
  • пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
  • беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;
  • светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Комментарии к ст. 8 ВЗК РФ


Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификации осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающие сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (приложения к Конвенции) установили, что юридические лица — разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.

Система сертификации гражданской авиации (далее — ССГА) создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации. Указанный ФЗ утратил свою силу с 1 июля 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон), который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также оценке соответствия.

В соответствии с положениями Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение составляют случаи отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этом случае обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Кроме того, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Необходимо отметить, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Со дня вступления в силу Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Поскольку со дня вступления в действие Федерального закона прошло не так много времени, соответствующие нормативные акты, призванные урегулировать вопросы сертификации продукции и услуг, находятся в стадии разработки.

На территории Российской Федерации действуют Федеральные авиационные правила «Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24 июля 2001 г. N 2812). Указанный документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Он предназначен для применения участниками ССГА и разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и другими нормативными актами. В соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ). Проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 32.

Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами ее нормативной базы.

Целью сертификации являются создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ.

В целях реализации положений комментируемой статьи разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения сертификации, а также устанавливающих сертификационные требования к организациям, учреждениям, объектам, подлежащим обязательной сертификации.

Распоряжением Минтранспорта России от 24 июня 2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приложение N 20 ).

Не приводится.

Необходимо обратить внимание, что во исполнение требований Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации утверждено и введено в действие Положение об Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (распоряжение Минтранса России от 1 октября 2003 г. N НА-292-р). Положение устанавливает порядок организации работы Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее — Апелляционная комиссия ЦО ССГА), ее организационную структуру, функции, права, обязанности, ответственность и порядок рассмотрения поданных участниками сертификации апелляций. Апелляционная комиссия ЦО ССГА создана с целью рассмотрения и принятия решения по спорным вопросам между участниками сертификации в Системе сертификации в ССГА.

Основной задачей Апелляционной комиссии ЦО ССГА является рассмотрение апелляций (жалоб, претензий) заявителей, связанных с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.

Статья 9. Воздушного кодекса РФ. Лицензирование деятельности в области авиации

1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.

3. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.

4. Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

5 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.


Комментарии к ст. 9 ВЗК РФ


Законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензированию подлежат, в частности, перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики. Кроме того, лицензированию подлежат: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

В соответствии с указанным Федеральным законом Правительство РФ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, которые действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.

Поскольку такого закона еще нет, в соответствии с указанными Правилами лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

д) деятельность общественных объединений в области авиации:

  • по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;
  • по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.

В соответствии с указанными Правилами лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями. Однако в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (приложение N 1) функции указанной Федеральной службы переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 утверждены:

  • Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • Положение о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • Положение о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • Положение о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Порядок взимания платы за соответствующие лицензии установлен в Положении о временном порядке взимания платы за лицензии на осуществление лицензируемой деятельности на воздушном транспорте, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 2 августа 1996 г. N 38 «О мерах по совершенствованию организации и контроля за лицензированием перевозочной и другой деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации», установлена плата за лицензию на осуществление деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации в размере 0,00143 от доходов, декларируемых (планируемых) предприятием от лицензируемой деятельности на заявленный срок действия лицензии. Внесение платы за лицензию производится в 10-дневный срок со дня принятия решения лицензионной комиссией.

Оформление и выдача лицензии производятся после предъявления заявителем документов, подтверждающих перечисление денежных средств в качестве платы за лицензию. При неоплате за лицензию в установленный срок решение о выдаче лицензии аннулируется.

Выдача соответствующих лицензий гражданам и юридическим лицам, подлежащим обязательной сертификации в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ, при отсутствии сертификатов запрещается.

Кроме того, выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суд.

Статья 10. Воздушного кодекса РФ. Приостановление действия сертификатов и их аннулирование

1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.


Комментарии к ст. 10 ВЗК РФ


В соответствии с Приказом Минтранса России «О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации» сертификат может быть аннулирован (отменен) либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Информация о приостановлении, отмене (аннулировании) действия сертификата доводится приостановившими или отменившими (аннулировавшими) их органами по сертификации до сведения держателя сертификата, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих лицензирующих органов.

Решение о приостановке или отмене (аннулировании) действия сертификата принимается органом по сертификации, выдавшим сертификат, и вступает в силу с момента (даты) регистрации решения в Государственном реестре ССГА.

В случае приостановления действия или аннулирования (отмены) сертификата держатель сертификата обязан прекратить использование знака соответствия.

Что касается лицензии, то в соответствии с Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случаях:

  • представления лицензиатом соответствующего заявления;
  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности предприятия, учреждения или организации, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (см.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314) (приложение N 1 — не приводится).

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия считается возобновленной после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он сообщает лицензиату и органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации.

Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.

См. комментарий к ст. 8 Воздушного Кодекса РФ.

ответы на вопросы прямо сейчас
Задать вопрос юристу
Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Не выходя из дома, вы можете задать юристу бесплатно любые вопросы по номеру горячей линии 8 (800) 511-54-99. Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы также можете, не затратив ни копейки. Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями? Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу. За нее Вам также не придется платить.