Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 210. Трудового кодекса РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.


Комментарии к ст. 210 ТК РФ


1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:

Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости») — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»);

Государственная экспертиза условий труда (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»);

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»);

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»);

  • органы прокуратуры (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).

3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

4. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень Основных направлений государственной политики в области охраны труда. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний устанавливается в Постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. ст. 227 — 231 ТК, а также Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

5. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется ГК, а также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

6. Названным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности. При этом ставились 2 основные задачи. Первая — повышение социальной защищенности пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве, законные интересы которых зачастую ущемлялись вследствие тяжелого финансового положения многих организаций, явившегося следствием системного кризиса периода реформирования социально-общественного строя государства, в том числе лиц, пострадавших в уже ликвидированных организациях. Вторая — создание механизма экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Первая задача решена путем введения обязательного страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.

Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий и охраны труда на производстве.

Установленные ранее виды, основания для назначения и порядок определения размера пособий с введением названного Федерального закона не изменились.

Единственным законным страховщиком по этому виду страхования в настоящее время определен ФСС РФ. При этом не ограничиваются права работодателя заключать наряду с договором об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний договоры о дополнительном страховании с иными страховыми компаниями.

7. За работу в тяжелых и вредных условиях труда для работников определены компенсации, гарантированные государственными органами. При этом действуют нормативные правовые акты, принятые организациями бывшего СССР.

К числу установленных компенсаций можно отнести:

  • льготное пенсионное обеспечение (Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 или 55 лет, женщинам — по достижении 45 или 50 лет. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановлениями Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130, от 24 апреля 1992 г. N 272 и от 3 февраля 1994 г. N 85;

  • сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с указанным Списком на отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 ч, а продолжительность дополнительного отпуска может достигать 24 рабочих дней;
  • доплаты за условия труда на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»). В соответствии с указанным Типовым положением доплаты могут составлять от 4 до 24% тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;
  • бесплатное лечебно-профилактическое питание, предоставляемое лицам, работающим на отдельных видах работ.

8. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 июля 2008 г. N 153 утв. статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, травматизмом на производстве и деятельностью в сфере здравоохранения на 2009 год, в том числе утв. годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

9. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах РФ являются, как правило, базовые центры охраны труда. В настоящее время РИСОТ содержит более 1 тыс. законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

10. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой она является. МОТ основана в 1919 г., в 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одна из самых важных функций МОТ — принятие с участием представителей правительств, работодателей и работников конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя эти конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практики в области трудовых отношений.

11. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно прошедшая обязательную сертификацию или декларирование соответствия спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя. Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 утв. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (см. также комментарий к ст. 221 ТК).

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения душевых, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами (СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»).

12. Норма комментируемой статьи, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.

13. Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 годы утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586. Ее принятие предусмотрено п. 12 Плана мероприятий по реализации в 2008 — 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р.

Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.

Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области охраны труда.

Для реализации Программы требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.