Соглашения перевозчиков с грузоотправителями, грузополучателями или буксировщиков с отправителями буксируемых объектов, получателями буксируемых объектов, имеющие целью ограничение установленной настоящим Кодексом для перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов и получателей буксируемых объектов ответственности и освобождение от нее, считаются ничтожными.
Статья 123. КВВТ РФ. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к любым спасательным операциям, если договором о спасании не предусмотрено иное.
Стороны не вправе своим договором исключить применение статьи 125 настоящего Кодекса, а также отступить от установленных статьей 126 настоящего Кодекса обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.
2. Для целей настоящей главы:
- спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности на внутренних водных путях;
- имуществом является не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу имущество;
- ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека или водным биологическим ресурсам на внутренних водных путях либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.
3. Правила, установленные настоящей главой, за исключением правила, установленного пунктом 1 статьи 131 настоящего Кодекса, также распространяются на:
- военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы;
- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
4. Правила, установленные настоящей главой, не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне на внутренних водных путях.
Комментарии к ст. 123 КВВТ РФ
1. На спасательные операции, осуществляемые на внутренних водных путях, распространяются правила КТМ РФ о спасании независимо от того, выполняются ли спасательные операции морскими судами или судами внутреннего плавания. Это обусловлено тем, что при ратификации Международной конвенции о спасании, заключенной в г. Лондоне 28 апреля 1989 г. (далее — Международная конвенция о спасании), Россией был установлен единообразный правовой режим спасания как для морских судов, так и для судов внутреннего плавания независимо от того, в каких водах оно осуществляется (ст. 30 Конвенции давала возможность исключить применение ее положений в тех случаях, когда спасательная операция имеет место во внутренних водах и все вовлеченные суда являются судами внутреннего плавания, однако Россия такой возможностью намеренно не воспользовалась). Глава XVI КВВТ РФ «Спасание судов и другого имущества» соответствует гл. XX КТМ РФ.
Конвенция вступила в силу 14 июля 1996 г. СССР подписал Конвенцию с оговоркой о последующей ратификации (Постановление Совета Министров СССР от 26 июня 1990 г. N 610). Россия ратифицировала Конвенцию 25 мая 1999 г. с оговоркой (Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 186-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 25 мая 2000 г.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит диспозитивную норму, согласно которой правила, установленные гл. XVI, применяются к любым спасательным операциям, если договором о спасании не предусмотрено иное.
Заключая договор о спасании, стороны не вправе:
- исключить применение ст. 125 Кодекса;
- отступить от установленных ст. 126 обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.
2. Пункт 2 статьи дает определение наиболее значимых для применения норм главы понятий.
Так, спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в пределах внутренних водных путей. Тем самым определяется критерий разграничения спасательной операции и иной операции, осуществляемой по отношению к судну или другому имуществу. Этим критерием является классическое требование о наличии опасности для спасаемого объекта — судно или другое имущество признаются находящимися в опасности, если для них существует опасность получения повреждений или гибели. Для признания судна и имущества находящимися в опасности достаточно, чтобы к моменту осуществления спасательной операции существовала возможность получения судном или другим имуществом повреждений либо их гибели. При этом объектами спасания являются «судно» или «другое имущество».
В силу ст. 3 Кодекса судно — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Под имуществом понимается имущество, не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу. Эти понятия следует различать, поскольку согласно ст. 129 право спасателя на специальную компенсацию возникает при осуществлении спасательной операции только по отношению к судну.
Ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека или водным биологическим ресурсам в пределах внутренних водных путей либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.
3. Согласно п. 3 статьи правила, установленные настоящей главой, за исключением правила, установленного п. 1 ст. 131 Кодекса, также распространяются:
- на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы;
- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
Плавание по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях (далее — корабли и суда), осуществляется с учетом следующих условий:
- при выполнении задач, связанных с осуществлением военной, пограничной, таможенной, противопожарной, медицинской, милицейской и аварийно-спасательной службы, корабли и суда пропускаются вне очереди через шлюзы и при следовании по участкам внутренних водных путей с диспетчерским регулированием движения судов;
- несение кораблями и судами дополнительных (специальных) отличительных огней и знаков и подача звуковых и световых сигналов допускаются в случае, если это не создает угрозу безопасности судоходства и не затрудняет плавание иных судов.
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2008 г. N 233 «Об условиях плавания по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях».
4. Правила, установленные гл. XVI, не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне в пределах внутренних водных путей.
Имущество культурного характера, как известно, находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое включает в себя Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», другие законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о культуре.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 46. Ст. 2615.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 26. Ст. 2519.
Правила комментируемой главы, как и правила Международной конвенции о спасании, не содержат прямых предписаний относительно их применения к затонувшему имуществу, в том числе к затонувшим судам и их грузам.
Статья 124. КВВТ РФ. Договоры о спасании
Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.
Комментарии к ст. 124 КВВТ РФ
Исходя из правил, установленных данной главой, обязательства по спасанию судна или иного имущества, находящегося в опасности, могут возникнуть на основании:
- договора о спасании — соглашения, заключаемого между капитаном терпящего бедствие судна и спасателем, оказывающим помощь такому судну. В вопросах спасания на море принято руководствоваться Брюссельской конвенцией 1910 г., развитой и закрепленной Женевской конвенцией 1958 г. об открытом море. Всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности, по требованию одной из сторон может быть признано недействительным или пересмотрено, если будет доказано, что условия соглашения несправедливы;
- в силу самого факта наличия реальной угрозы гибели или повреждения судна или другого имущества, требующего осуществления спасательной операции.
Соответственно, заключение договора о спасании направлено на урегулирование отношений сторон иным образом, чем это предусмотрено комментируемой главой.
Что касается порядка заключения договора, то этот вопрос нормами главы не урегулирован. Комментируемой статьей определены лишь субъекты, имеющие право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций:
- от имени судовладельца правом заключения договора о спасании наделен капитан судна;
- от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, таким правом обладают капитан судна или судовладелец.
Таким образом, имеет место законное представительство, так как комментируемая статья наделяет капитана (во втором случае — капитана и судовладельца) полномочиями законного представителя как судовладельца, так и владельца имущества, находящегося на борту такого судна. Это означает, что для заключения договора о спасании капитану судна не требуется доверенность. Кроме того, в дальнейшем судовладелец и владелец имущества, находящегося на борту судна, не вправе будут требовать признания данного договора незаключенным, ссылаясь на отсутствие их согласия на заключение договора.
Статья 125. КВВТ РФ. Недействительность договоров или их изменение
Договор или любые его условия могут быть признаны недействительными или изменены, если:
- договор заключен под чрезмерным воздействием или под влиянием опасности и его условия являются несправедливыми;
- плата, предусмотренная договором, чрезмерно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам.
Комментарии к ст. 125 КВВТ РФ
Согласно комментируемой статье договор или любые его условия могут быть признаны недействительными или изменены, если:
- договор заключен под чрезмерным воздействием или под влиянием опасности и его условия являются несправедливыми;
- плата, предусмотренная договором, чрезмерно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам.
Данная норма дублирует положение ст. 7 Международной конвенции о спасании.
Рассмотрим подробнее обстоятельства, которые могут служить основанием для признания договора о спасании или его отдельных условий недействительными. Первое основание, предусмотренное комментируемой статьей, подпадает под определение, данное в ст. 179 ГК РФ, которая указывает, что кабальной является сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась.
Кабальная сделка является оспоримой и может быть признана недействительной судом (арбитражным судом, третейским судом) по иску потерпевшей стороны (п. 1 ст. 179 ГК РФ).
Правовым последствием признания кабальной сделки недействительной п. 2 ст. 179 ГК РФ указывает одностороннюю реституцию, т.е. потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход государства. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб. Вызывает сомнения возможность применения указанных последствий в отношении договора о спасании, однако других последствий комментируемая статья не предусматривает.
Что касается возможности обращения в суд с иском об изменении договора о спасании, то и здесь следует учитывать общие положения гражданского законодательства, поскольку иных правил ст. 125 не содержит. Такие общие положения установлены гл. 29 ГК РФ. В частности, порядок изменения договора регламентирован ст. 452 ГК РФ, согласно которой соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Отметим, что для обращения с иском о признании договора о спасании недействительным (полностью или частично) не требуется соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Однако иск об изменении договора о спасании может быть заявлен лишь до момента исполнения сторонами обязательств, вытекающих из этого договора. Если же договор будет исполнен надлежащим образом (например, владелец спасенного судна выплатит спасателю предусмотренное договором вознаграждение), то это является основанием для его прекращения (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Вторым основанием для признания договора о спасании или любых его условий недействительными либо для изменения указанного договора (его условий) является то, что плата, предусмотренная договором, чрезмерно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам.
При этом также следует учитывать, что подобные изменения могут быть внесены в договор лишь при условии, что стороны к этому моменту еще не выполнили своих обязательств.
Статья 126. КВВТ РФ. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна
1. По отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:
- осуществлять спасательные операции с должной заботой;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
- обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;
- соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.
2. По отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:
- в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
- принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.
Комментарии к ст. 126 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает основные обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна.
В силу п. 1 статьи по отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:
- осуществлять спасательные операции с должной заботой;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
- обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;
- соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.
2. Согласно п. 2 по отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:
- в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;
- при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
- принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.
Анализируя данные положения, нельзя не обратить внимание на достаточно частое употребление оценочных категорий — «должная забота», «разумно требует», «требование неразумно», «в полной мере» и т.д.
Содержание комментируемой статьи соответствуют содержанию ст. 8 Международной конвенции о спасании. Следует отметить, что для отечественного гражданского законодательства использование упомянутых категорий свойственно, но более традиционным является их использование в англо-американском праве. При этом понятие «разумный человек» (reasonable man) определяется как «обычный гражданин, иногда называемый «человеком из автобуса». Однако, на наш взгляд, в отношении комментируемой статьи законодатель исходит из того, что нормативное закрепление четких границ обязанностей спасателя, владельца и капитана судна невозможно и устанавливает лишь «плавающие» границы меры их должного поведения.
Подробнее об этом см.: Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Книга, 2002.
Elizabeth A. Martin. Oxford Dictionary of Law. Oxford, 1997. P. 383.
Можно сказать, что в комментируемой статье понятие «разумность» используется как критерий правомерности объективных (физических) действий. Спасатель, владелец и капитан судна должны совершать необходимые действия, минимизируя возможные негативные последствия. Границей разумности в данном случае является действие, справедливо учитывающее интересы заинтересованных лиц.
Статья 127. КВВТ РФ. Условия вознаграждения
1. Спасательные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграждение.
2. Никакой платы в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, не полагается, если спасательные операции не имели полезного результата, за исключением случая, предусмотренного статьей 129 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 127 КВВТ РФ
1. Вознаграждение за спасание — вознаграждение, которое уплачивается третьей стороне за услуги, оказанные по спасанию имущества от грозящей ему морской опасности. Размер вознаграждения базируется на стоимости спасенного имущества, степени грозящей опасности, уровня приложенного старания и произведенных при этом затратах. Расходы по спасанию подлежат оплате страховщиками в дополнение к возможной последующей полной гибели. Комментируемая статья следует п. п. 1 и 2 ст. 12 Международной конвенции о спасании и базируется на основном принципе спасания: «Без спасения нет вознаграждения». Этот принцип является основой компенсационной системы платежей при осуществлении спасательных операций, если только спасание не связано с риском причинения ущерба окружающей среде. «Полезный результат» можно считать достигнутым, если имеет место полное или частичное спасение имущества либо оказаны услуги, которые успешно этому содействовали.
По смыслу п. 1 комментируемой статьи для возникновения права на вознаграждение за достижение полезного результата необходимо сочетание двух условий:
- спасение подвергавшегося опасности имущества или его части;
- наличие причинной связи между содействием спасанию и полным или частичным спасанием имущества.
2. В силу п. 2 комментируемой статьи никакой платы в соответствии с правилами, установленными данной главой, не полагается, если спасательные операции не имели полезного результата, за исключением случая, предусмотренного ст. 129 Кодекса.
Следуя вышеуказанному принципу, спасатель, не достигший полезного результата, не может рассчитывать даже на вознаграждение. Исключением является случай, когда существует угроза причинения ущерба окружающей среде. В таких ситуациях спасатель может иметь право на специальную компенсацию, если даже спасатель не достиг полезного результата спасания.
Статья 128. КВВТ РФ. Критерии установления вознаграждения
1. Вознаграждение устанавливается в целях поощрения спасательных операций с учетом следующих критериев независимо от последовательности, в которой они указаны:
- спасенная стоимость судна и другого имущества;
- мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
- степень успеха, достигнутого спасателями;
- характер и степень опасности;
- мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей;
- затраченное спасателями время и понесенные расходы и убытки;
- риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование;
- быстрота оказания услуг;
- наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования;
- состояние готовности оборудования спасателей, эффективность и стоимость такого оборудования.
2. Вознаграждение, установленное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально соответствующей спасенной стоимости судна и другого имущества.
3. Вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных и арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с вознаграждением, не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества.
4. Суд, арбитражный суд или третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно настоящей статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до определения специальной компенсации, подлежащей уплате согласно статье 129 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 128 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья основывается на ст. 13 Международной конвенции о спасании и также указывает, что вознаграждение устанавливается в целях поощрения спасательных операций. Поощрительный характер всегда должен приниматься во внимание при установлении размера вознаграждения за спасение.
Пункт 1 статьи содержит специальные критерии, с учетом которых устанавливается размер вознаграждения за спасение. Как и в ст. 342 КТМ РФ, приведенный перечень критериев не является исчерпывающим, так как исходя из поощрительного характера вознаграждения суды могут принимать во внимание и другие критерии при установлении размера вознаграждения.
В спасенной стоимости судна и другого имущества находит свое выражение ценность оказанных спасателем услуг, определяемая с учетом всех критериев, влияющих на размер вознаграждения.
Первым критерием вознаграждения является спасенная стоимость судна и другого имущества, которая существенно влияет на размер вознаграждения. Спасенная стоимость судна определяется исходя из его рыночной стоимости в неповрежденном состоянии за вычетом расходов на устранение повреждений, полученных к моменту окончания спасательной операции. Если стоимость продажи судна на лом выше стоимости, составляющей разницу между его рыночной стоимостью в неповрежденном состоянии и стоимостью устранения повреждений, то спасенная стоимость судна определяется исходя из стоимости продажи судна на лом за вычетом расходов по его доставке и продаже. Однако не следует забывать, что спасенная стоимость судна и имущества должна соответствовать фактически оказанным спасателем услугам.
Следующим критерием комментируемая статья называет мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде. Мастерство и усилия спасателей позволяют им рассчитывать на повышенное вознаграждение. Насколько именно может повыситься размер вознаграждения, зависит от конкретных обстоятельств и усмотрения суда. Очевидно только то, что такое вознаграждение не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества (п. 3 комментируемой статьи).
Третий критерий — степень успеха, достигнутого спасателями, — следует учитывать, основываясь на п. 1 ст. 127 Кодекса, согласно которому право на вознаграждение дают те спасательные операции, которые имели полезный результат. «Степень успеха, достигнутого спасателями, — это полезный результат, выражающийся в полном или частичном спасении имущества соответствующей спасенной стоимости либо в содействии полному или частичному спасению имущества соответствующей спасенной стоимости. При установлении размера вознаграждения учитывается, осуществил ли спасатель всю операцию в целом или только содействовал ее успешному завершению».
Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: СПАРК, 2000. Автор главы — кандидат юридических наук И.И. Баринова.
Особое внимание следует обратить на четвертый критерий — характер и степень опасности. Спасатель не может рассчитывать на значительное по размеру вознаграждение за спасение имущества, если оно подверглось незначительному риску (даже если спасенная стоимость была высокой). Однако вознаграждение спасателя может быть весьма существенным, если существенной была угроза (риск получения серьезных повреждений или его полной гибели был очевиден).
В качестве пятого критерия в комментируемой статье указывается мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Тем самым законодатель подчеркивает важность разграничения между профессиональными спасателями, для которых осуществление спасательных операций является профессиональной деятельностью, и непрофессиональными (случайными) спасателями. В связи с тем что спасательные операции нередко осуществляются при чрезвычайных обстоятельствах (неблагоприятных метеорологических условиях и т.п.), такие обстоятельства должны приниматься во внимание при решении вопроса о том, была ли осуществлена спасательная операция без проявления мастерства и усилий спасателя.
Шестым критерием является затраченное спасателями время и понесенные расходы и убытки. Продолжительность спасательной операции зависит от конкретных обстоятельств. В связи с этим время, затраченное на проведение спасательной операции, может существенно повлиять на размер вознаграждения. На практике обычно поощряется быстрое осуществление спасательной операции, приносящей большую выгоду его владельцам. Увеличение размера вознаграждения может быть обусловлено и значительными расходами и убытками спасателя. На сколько конкретно увеличится вознаграждение, зависит от ценности осуществленной операции и спасенной стоимости судна или другого имущества. При этом должны учитываться все расходы и убытки, разумно понесенные в целях спасания.
Седьмой критерий — риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование. Чем выше риск для спасателя или его оборудования, тем более щедро он должен поощряться. Разумеется, наибольшему риску подвергаются члены экипажей судов спасателя. Угроза их жизни и здоровью является чрезвычайно существенной и, соответственно, оказывает значительное влияние на размер вознаграждения. При этом следует учитывать, что по смыслу ст. 126 Кодекса любой риск должен быть разумным. Неразумный по обстоятельствам спасания риск не принимается во внимание при установлении размера вознаграждения.
Следующим критерием комментируемая статья называет быстроту оказания услуг. Тем самым законодатель стимулирует своевременность проведения спасательных операций. Суд, принимая во внимание данный критерий, вправе поощрять любые быстрые действия спасателя (например, спасатель в короткий срок мобилизовал значительные силы и средства и т.п.). Отметим, что этот критерий в большей мере относится к профессиональным спасателям.
Девятым критерием комментируемая статья указывает наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования. Данный критерий позволяет требовать увеличения размера вознаграждения прежде всего профессиональным спасателям, которые имеют в своем распоряжении аварийно-спасательные средства.
Десятым критерием является состояние готовности оборудования спасателей, эффективность и стоимость такого оборудования. Под состоянием готовности следует понимать две ситуации:
- когда суда находятся на спасательных станциях в готовности выйти для оказания помощи в момент получения соответствующего вызова;
- когда суда не находятся на спасательных станциях, но готовы выйти для оказания помощи в кратчайший срок после получения соответствующего вызова.
Эффективность оборудования спасателя означает его надлежащее состояние и возможность использования.
Критерий стоимости оборудования спасателя позволяет суду оценить размер вложений конкретного спасателя в оборудование и затраты на его содержание.
2. Правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, соответствует п. 2 ст. 13 Международной конвенции о спасании — вознаграждение уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально соответствующей спасенной стоимости судна и другого имущества. При этом должны учитываться критерии, влияющие на размер вознаграждения (см. п. 1 комментария).
3. Пункт 3 комментируемой статьи дублирует п. 3 ст. 13 Международной конвенции о спасании, в котором закреплен один из основных правовых принципов спасания — вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных и арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с вознаграждением, не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества. Практика показывает, что обычно размер вознаграждения значительно ниже стоимости спасенного имущества. В среднем размер вознаграждения составляет 5 — 7% спасенной стоимости имущества. В зависимости от конкретных обстоятельств размер вознаграждения может увеличиваться до 50% стоимости спасенного имущества. В любом случае не учитываются любые проценты (например, проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ), а также судебные и арбитражные расходы.
4. Пункт 4 статьи основывается на Общем понимании относительно ст. 13 и ст. 14 Международной конвенции о спасании 1989 года, принятом дипломатической конференцией в качестве приложения I к Заключительному акту конференции. Предполагается, что усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде не должны максимально вознаграждаться за счет спасенной стоимости имущества, а грузовладельцы в связи с этим не должны уплачивать подавляющую часть вознаграждения спасателям.
Статья 129. КВВТ РФ. Специальная компенсация
1. В случае, если спасатель осуществил спасательные операции по отношению к судну, которое само или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение согласно статье 128 настоящего Кодекса, по крайней мере равное специальной компенсации, определяемой в соответствии с настоящей статьей, он имеет право на получение от владельца такого судна специальной компенсации, равной расходам спасателя, как они определены в пункте 3 настоящей статьи.
2. В случае, если при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, спасатель предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде в результате проведенной им спасательной операции, специальная компенсация, уплачиваемая владельцем согласно пункту 1 настоящей статьи спасателю, может быть увеличена максимум до тридцати процентов понесенных им расходов. Суд, арбитражный суд или третейский суд может с учетом соответствующих критериев, предусмотренных пунктом 1 статьи 128 настоящего Кодекса, если он сочтет это справедливым и разумным, увеличить такую специальную компенсацию, однако общее увеличение не может превышать сто процентов понесенных спасателем расходов.
3. Для целей пунктов 1 и 2 настоящей статьи расходами спасателя являются фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции, и справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции с учетом критериев, предусмотренных подпунктами 8, 9 и 10 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
4. Общая специальная компенсация выплачивается согласно настоящей статье только в таком случае и в таком размере, в которых такая компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено спасателем согласно статье 128 настоящего Кодекса.
5. В случае, если спасатель проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде, он может быть полностью или частично лишен специальной компенсации, причитающейся согласно настоящей статье.
6. Правила, установленные настоящей статьей, не затрагивают право регресса владельца судна к третьим лицам.
Комментарии к ст. 129 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья дублирует ст. 14 Международной конвенции о спасании, которая вводит понятие специальной компенсации, являющейся частью компенсационной системы платежей, в связи с усилиями спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде. Как уже отмечалось ранее (см. комментарий к ст. 127), спасатель вправе получить специальную компенсацию в порядке исключения из принципа «Без спасения нет вознаграждения».
Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает три условия, при наличии которых у спасателя возникает право на специальную компенсацию:
- спасатель осуществил спасательную операцию по отношению к судну;
- само судно или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде;
- не смог заработать вознаграждение согласно ст. 128 Кодекса, по крайней мере равное специальной компенсации.
Спасатель должен осуществить спасательную операцию по отношению к судну в соответствии с правилами данной главы. Если спасатель действовал с целью спасти судно или его груз, создающие угрозу причинения ущерба окружающей среде, то его действия по отношению к судну рассматриваются как спасательная операция. Однако если изначально мотивом действий спасателя было предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде, а невозможность спасти судно или его груз была очевидна с самого начала, т.е. с самого начала спасание было лишь побочным действием, то такие действия не рассматриваются как спасательная операция. Соответственно, не являются спасательной операцией и меры, принятые спасателем после гибели судна по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.
2. Положение п. 2 статьи соответствует п. 2 ст. 14 Международной конвенции о спасании. Условиями применения данной нормы являются наличие обстоятельств, предусмотренных п. 1, и предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде в результате осуществленной спасательной операции. В случае если установить адекватное вознаграждение не представляется возможным (например, отсутствует спасенная стоимость имущества), специальная компенсация, равная расходам спасателя, может быть увеличена максимум до 30% или больше этого предела, но не свыше 100% расходов спасателя.
Кроме того, при увеличении специальной компенсации должны учитываться соответствующие критерии, установленные п. 1 ст. 128 Кодекса.
3. В силу п. 3 комментируемой статьи для целей п. п. 1 и 2 ст. 129 расходы спасателя определяются следующим образом:
- в соответствии с п. 1 (спасатель не предотвратил или не уменьшил ущерб окружающей среде) специальная компенсация равна расходам спасателя;
- в соответствии с п. 2 (спасатель предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде) специальная компенсация, равная расходам спасателя, может быть увеличена до 30% или даже до 100% расходов спасателя. Расходы спасателя являются основой специальной компенсации.
Спасателю возмещаются все его разумные расходы на осуществление спасательной операции по отношению к судну.
Расходами спасателя являются:
- фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции. К ним следует отнести все разумно произведенные спасателем платежи третьим лицам, в том числе за наем буксиров, других средств и оборудования, использованных в спасательной операции, и другие расходы, разумно понесенные при осуществлении спасательной операции;
- справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции. Справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции, определяется с учетом критериев, предусмотренных п. 1 ст. 128 (быстрота оказания услуг, наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования, состояние готовности оборудования спасателя, эффективность и стоимость такого оборудования). При определении «справедливой платы» должны учитываться расходы спасателя на поддержание дорогостоящих судов и иного оборудования в состоянии готовности для осуществления спасательных операций.
4. Общая специальная компенсация выплачивается согласно настоящей статье только в таком случае и в таком размере, в которых такая компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено спасателем согласно ст. 128 Кодекса.
5. В соответствии с п. 5 статьи спасатель может быть полностью или частично лишен специальной компенсации в случае, если он проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде.
Небрежность спасателя следует рассматривать в свете его обязанностей осуществлять спасательную операцию с должной заботой и при этом проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде (см. п. 1 ст. 126). Применение стандарта «должной заботы» или «разумной заботы» может вести к различным последствиям в зависимости от того, является ли спасатель профессионалом, а также от обстоятельств, в которых он осуществлял спасательную операцию.
6. Пункт 6 статьи предоставляет владельцу судна право предъявить регрессное требование к третьим лицам. Это означает, что владелец судна может предъявить регрессное требование к владельцам груза, перевозившегося на судне, в случае если инцидент, вызвавший спасание, произошел по вине владельцев груза, или к спасателям.
Статья 130. КВВТ РФ. Распределение вознаграждения между спасателями
Распределение вознаграждения, установленного в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса, между спасателями проводится с учетом критериев, содержащихся в указанной статье.
Комментарии к ст. 130 КВВТ РФ
Комментируемая статья воспроизводит п. 1 ст. 15 Международной конвенции о спасании. Согласно ст. 126 Кодекса спасатель обязан обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства, и соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества.
Спасатель, заключивший договор о спасании с владельцем судна или другого имущества, находящихся в опасности (основной спасатель), может обратиться к другому спасателю об оказании ему помощи в осуществлении спасательной операции, заключив с ним, в свою очередь, договор. Разумеется, если договор заключается с профессиональным спасателем, он обычно заключается по принципу «Без спасения — нет вознаграждения», т.е. такой спасатель имеет право на соответствующую его вкладу долю любого вознаграждения, заработанного за осуществленную спасательную операцию.
Спасатель, который действует в соответствии с так называемым субдоговором, заключенным с основным спасателем, обычно не имеет самостоятельного права предъявлять требования, вытекающие из спасательной операции, к ответственным за платеж лицам. Поэтому основной спасатель предъявляет требования, вытекающие из спасательной операции, не только в отношении своих собственных услуг, но и услуг спасателя по субдоговору.
Споры, возникающие между спасателями относительно распределения вознаграждения, разрешаются с учетом критериев, принятых во внимание при установлении вознаграждения в целом. При этом в первую очередь следует учитывать такие критерии, как мастерство и усилия спасателей в спасении судна, другого имущества и людей, а также в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, если угроза причинения такого ущерба существовала, риски ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование.
Статья 131. КВВТ РФ. Распределение вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна
1. Распределение между судовладельцем и членами экипажа судна любого вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, проводится после вычета расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с осуществлением спасательной операции, следующим образом:
- три пятых нетто вознаграждения причитается судовладельцу, две пятых нетто вознаграждения распределяется между членами экипажа судна;
- доля, причитающаяся членам экипажа судна в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы каждого.
Исключение из правил распределения вознаграждения, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, может быть допущено только при наличии особых обстоятельств.
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются к распределению вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции судами, осуществляющими такие операции в качестве профессиональной деятельности.
Комментарии к ст. 131 КВВТ РФ
1. Международная конвенция о спасании не регулирует вопроса о распределении вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна.
Распределение между судовладельцем и членами экипажа вознаграждения после вычета из него расходов судовладельца и членов экипажа судна в пропорции три пятых к двум пятым (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи) обусловлено тем, что в настоящее время суда должны обеспечивать своевременность и эффективность спасательных операций.
Правило абз. 3 п. 1 комментируемой статьи соответствует общепринятой мировой практике: доля, причитающаяся членам экипажа судна, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы каждого.
Общепринято, что любой член экипажа судна имеет право на вознаграждение, если даже он выполнял во время спасательной операции свои обычные обязанности. Особые заслуги, проявленное мастерство, знания, мужество отдельных членов экипажа могут быть отмечены специальным вознаграждением. Капитан судна обычно заслуживает высокого поощрительного вознаграждения как лицо, ответственное за осуществление спасательной операции.
Абзац 4 п. 1 статьи предусматривает возможность отступить от правил распределения вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна в порядке исключения и при наличии «особых обстоятельств». Такие обстоятельства могут быть обусловлены спецификой конкретной спасательной операции.
В силу «особых обстоятельств», например значительных по своему размеру расходов судовладельца и резком уменьшении нетто вознаграждения, доля вознаграждения, причитающаяся членам экипажа судна согласно абз. 2 п. 1, может быть изменена в сторону ее увеличения.
Практика показывает, что для осуществления спасательных операций нередко необходимо привлечение соответствующих специалистов и экспертов, не являющихся членами экипажа судна. Они обычно вознаграждаются за счет доли вознаграждения, причитающейся членам экипажа судна.
2. Правило, установленное п. 2 статьи, также соответствует общепринятой практике. Заработанные профессиональным спасателем средства от осуществления спасательных операций используются им по своему усмотрению.