Статья 23.1. ЗоЗПП РФ. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

1. Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

2. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

• передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

3. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

4. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

5. Требования потребителя, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Комментарий к ст. 23.1 ЗоЗПП

1. Требование, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи и предъявляемое к договорам розничной купли-продажи, означает, что в случае отсутствия в договоре условия о сроке доставки товара, предварительно оплаченного потребителем, такой договор будет считаться незаключенным в силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ. При этом стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по такому договору.

Срок передачи предварительно оплаченного товара может быть установлен в виде определенной календарной даты или исчисляться периодом времени, а также путем указания на конкретное событие в будущем.

Так, в ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что предварительный договор купли-продажи автомобиля не содержал условия о сроке заключения основного договора, не предусматривал обязанности покупателя по внесению полной стоимости автомобиля, а срок поставки товара определялся ориентировочно.

Суд, руководствуясь ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 Закона, расторг предварительный договор купли-продажи, взыскал уплаченную по указанному договору денежную сумму, компенсацию морального вреда и штраф (см. подробнее: Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.10.2012 N 33-4360/2012).

2. Пункты 2, 3 данной статьи устанавливают санкции, в том числе и финансовые, которые вправе применить потребитель к продавцу, нарушившему обязанность по передаче товара. При этом возврат предварительной оплаты не освобождает продавца от обязанности возместить убытки, понесенные потребителем в связи с тем, что товар ему не передан.

При этом убытки возмещаются потребителю в той части, в которой они не покрываются уплатой неустойки.

Возмещение убытков и уплата неустойки осуществляются независимо от того, что товар передан в течение нового срока, установленного потребителем в соответствии с п. 2 данной статьи.

Следует обратить внимание на то, что размер неустойки определяется исходя из размера предварительной оплаты (а не цены товара) и им же ограничивается.

Так, применяя ст. 23.1 Закона, суд удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика неустойки за несвоевременную передачу товара, компенсации морального вреда, штрафа и госпошлины (см.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16.10.2012 по делу N 33-4473/2012).

3. Пункты 4 — 5 комментируемой статьи устанавливают срок для исполнения требований потребителя вернуть предварительную оплату и возместить убытки, а также основания освобождения продавца от ответственности за нарушение срока передачи товара потребителю.

Как указано в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Также следует отметить, что комментируемая статья, регулирующая отношения, как уже было сказано, возникающие из договоров розничной купли-продажи с условием предварительной оплаты товара, в качестве ответственного лица называет только продавца (не импортера, не изготовителя), т.к. именно он выступает стороной по договору. В то же время в качестве контрагента продавца по договору статья указывает потребителя, т.е. используется понятие, которое включает в себя не только покупателя, осуществившего оплату, но и третье лицо, в интересах которого договор может быть заключен.