1. Законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
2. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Комментарий к ст. 4 Закона о Связи
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет так называемый «основной состав» законодательства, который регулирует вопросы связи, и в этот «состав» прежде всего входит Конституция РФ. Из числа норм Конституции РФ к вопросам, касающимся предоставления услуг связи и регулирования вопросов связи, можно, в частности, отнести норму ст. 71 о том, что вопрос связи относится к вопросам исключительного ведения Российской Федерации, а также норму ст. 8 о свободе экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности.
Также в указанный «состав» входит и комментируемый Закон, а также иные федеральные законы. Между тем данное положение находится в некотором пересечении с нормой п. 3 ст. 3 комментируемого Закона о том, что не урегулированные комментируемым Законом отношения регулируются другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Разграничение этих двух положений следует проводить в части, касающейся уровня правового регулирования, юридической силы нормативных актов и сферы правового регулирования. В п. 1 комментируемой статьи речь идет исключительно о комментируемом Законе и других федеральных законах, в то время как в подп. 3 ст. 3 комментируемого Закона — и о федеральных законах и о иных нормативных правовых актах в области связи, то есть подзаконных. Что касается сферы правового регулирования, то здесь отметим, что и в п. 3 ст. 3 комментируемого Закона, и в п. 1 комментируемой статьи речь идет только о вопросах связи, так как в п. 3 ст. 3 комментируемого Закона говорится об отношениях, не урегулированных комментируемым Законом, но при этом только об отношениях в области связи, а в п. 1 комментируемой статьи — о законодательстве в области опять же связи. В связи с этим указание на сферу правового регулирования в обоих положениях соблюдено.
2. Если в п. 1 комментируемой статьи речь идет о нормативных правовых актах федерального уровня, то в п. 2 комментируемой статьи (аналогично п. 3 ст. 3 комментируемого Закона) речь идет о подзаконных нормативных правовых актах, а именно:
- нормативных правовых актах Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»);
- нормативных правовых актах Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»);
- издаваемых в соответствии с вышеуказанными подзаконными нормативными правовыми актами нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти (например, Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 22 марта 2005 г. N 32 «Об утверждении требований к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи»).
3. В п. 3 комментируемой статьи продублировано положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены комментируемым Законом, то применяются нормы международного договора. Вообще эта норма введена в связи с тем, что согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В то же время, по нашему мнению, п. 3 комментируемой статьи имеет существенный недостаток, так как в нем идет речь только о нормах комментируемого Закона, однако более правильным было бы, с точки зрения федерального законодателя, указать, что нормы международного права применяются в случае, если эти нормы иные, чем те, которые предусмотрены не только комментируемым Законом, но и федеральным законодательством о связи в целом.