Профессионализм
В компании работает более 20 юристов профессионалов с опытом работы более 10 лет
Надежность
Десятилетний опыт работы на рынке. Внушительный опыт взаимодействия с гос. органами всех уровней
Узкая специализация
Все наши юристы имеют определеную специализацию в области права
Скорость обслуживания
Первичная профессиональная консультация, а иногда и решение Вашего вопроса без затрат уже через 5 минут
Услуги наших юристов и адвокатов
Автоюрист
Консультация и урегулирование споров со страховщиками по договорам автострахования ОСАГО и КАСКО. Возмещение вреда причиненного жизни, здоровью потерпевшего.
Административные правонарушения
Юридическая и правовая помощь при нарушениях ПДД и лишении водительских прав. Защита по делам об административных правонарушениях.
Арбитражные споры
Урегулирование финансовых разногласий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Привлечение к ответственности по договорным обязательствам.
Банкротство
Законодательная процедура по признанию всех долгов безнадежными ко взысканию. Списание долгов.
Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным правам граждан. Вселение и выселение по договору социального найма.
Трудовые споры
Урегулирование разногласий между работником и работодателем. Защита трудовых прав граждан при нарушении норм трудового права.

Статья 28. Закона об Оружии РФ. Контроль за оборотом оружия

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:

  • производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
  • безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
  • требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
  • при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
  • обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


Комментарий к ст. 28 Закона об Оружии


1. Контроль — важнейшая функция государственного управления, «назначение которой состоит в том, чтобы установить соответствие или несоответствие фактического состояния и деятельности управляемых объектов заданному им состоянию».

Содержание контроля как правовой формы деятельности в научной литературе связано с рассмотрением компетентным органом конкретного дела на основе соответствующих норм права и закреплением результатов в процессуальных документах. Важную роль при этом играют гарантии прав субъектов, вовлеченных в эту деятельность. Смысл контроля за оборотом оружия состоит в том, что чем качественнее и полнее проведены проверки, тем меньшее количество правонарушений будет выявлено в последующем.

В ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ подчеркивается, что организация и проведение проверок при осуществлении контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему имеет особенности и может устанавливаться другими федеральными законами. Таковым является комментируемый Закон. Кроме того, ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ установлены правила лицензионного контроля в отношении подавляющего большинства лицензируемых видов деятельности, в т.ч. производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию. Исключением является деятельность по приобретению оружия и ее составляющие: хранение, ношение, транспортирование и т.д. Правила контроля здесь регламентированы комментируемым Законом и иными нормативными актами подзаконного уровня, изданными в соответствии с ним.

Основным субъектом контроля за оборотом оружия в России являются органы внутренних дел (полиция). К числу основных направлений деятельности полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, относится контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Пункт 21 ч. 1 ст. 12 указанного Закона обязывает полицию контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Контроль, осуществляемый полицией за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, призван предупредить возможные нарушения установленного порядка приобретения, хранения, ношения, транспортирования и совершения других операций с данным источником повышенной опасности, выявить эти отклонения и принять меры к их устранению.

Для успешной реализации указанной контрольной функции полиции предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22 — 24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

Контроль осуществляется при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений. Таким образом, контроль полиции в исследуемой сфере охватывает практически все стадии оборота оружия, начиная с т.н. предварительного контроля, осуществляемого за соискателем лицензии, и завершая контролем за его уничтожением. Полагаем, правильным было бы называть указанную разновидность контроля полицейским лицензионно-разрешительным надзором, учитывая наделенность этого государственного образования широким полномочиями по применению мер принуждения, в т.ч. специфического характера (например, применение боевого оружия), а также наличие особого ограниченно оборотоспособного объекта контроля, коим, конечно же, является оружие.

Субъектами контроля за оборотом оружия также являются:

  • Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) — в области производства оружия, за исключением производства боевого ручного стрелкового оружия;
  • Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — в области производства боевого ручного стрелкового оружия (см. комментарий к ст. 9.1).

Государственный надзор за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (см. комментарии к ст. 7, 8).

2. Контроль за сохранностью и состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании граждан и организаций, осуществляется по правилам, предусмотренным Постановлениями Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», от 22 апреля 1997 г. N 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием», от 15 октября 1997 г. N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», от 16 апреля 2011 г. N 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны».

Контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий.

3. Основания и порядок, права должностных лиц органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия детальным образом регламентированы в Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288.

Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.

В Инструкции определены сроки проведения проверок. Так, объекты и места хранения оружия и патронов проверяются не реже одного раза в квартал; объекты, на которых осуществляется складская деятельность по хранению оружия и патронов, а также организации, осуществляющие торговлю ими, — не реже одного раза в месяц; должностные лица, получившие служебное оружие во временное пользование в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, по месту их жительства, — не реже одного раза в полугодие, а граждане — владельцы оружия — не реже одного раза в год. Плановые проверки граждан, имеющих собственные коллекции или собрания оружия, проводятся не реже одного раза в год.

В частности, при проверке условий хранения оружия и патронов у граждан — владельцев оружия сотрудниками органов внутренних дел выясняются:

  • соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
  • наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;
  • условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию (хранение оружия в изолированной комнате, установка металлической либо обитой железом двери, оборудование дополнительными запирающими устройствами, средствами сигнализации, порядок хранения ключей от сейфа, шкафа или ящика).

При отсутствии нарушений со стороны владельца оружия сотрудником полиции составляется акт проверки, копия которого вручается проверяемому, а оригинал помещается в его учетное дело.

Сотрудники полиции, в чьи обязанности входит непосредственно контроль за оборотом оружия при проведении проверочных мероприятий, должны иметь соответствующие письменные предписания.

Одной из форм контроля за оборотом оружия является инвентаризация, определяемая в Инструкции как полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности, проводимая в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

При выявлении нарушений сотрудники полиции дают обязательные для исполнения письменные предписания об их устранении с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Указанные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан. В случаях выявления грубых нарушений правил оборота оружия сотрудники полиции могут временно ограничивать доступ работников к оружию либо запрещать осуществление деятельности до устранения выявленных недостатков, изымать оружие и передавать его на ответственное хранение в органы внутренних дел, привлекать виновных лиц к административной и уголовной ответственности, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий и разрешений на оружие, принудительном его отчуждении, а также принимать иные принудительные меры в соответствии с действующим законодательством (см. комментарии к ст. 26, 27).

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере оборота оружия, обязаны в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ вести журнал учета проверок. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицензиат вправе представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Лицензиат вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа непосредственно в суд или в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности. Бремя доказывания обоснованности своих действий при их обжаловании лежит на лицензирующем органе. Граждане — владельцы оружия также могут обжаловать действия и решения контролирующего органа в административном или судебном порядке.

Статья 29. Закона об Оружии РФ. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1997 года.


Комментарий к ст. 29 Закона об Оружии


Первоначальный текст комментируемого Закона был опубликован в Собрании законодательства РФ 16 декабря 1996 г. и в «Российской газете» 18 декабря того же года.

В ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Комментируемый Закон вступил в силу значительно позже даты его принятия. С момента его подписания — 13 декабря 1996 г. до вступления в силу — 1 июля 1997 г. — прошло более полугода. Законодатель предоставил время для реализации обновленного механизма административного правового регулирования общественных отношений в сфере оборота оружия. Кроме того, многие положения комментируемого Закона непосредственно затрагивают права и свободы граждан, при этом изначальное отсутствие порядка их реализации в подзаконных актах могло вызвать необоснованное усмотрение со стороны властных органов.

Статья 30. Закона об Оружии РФ. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Правительству Российской Федерации:

  • до 1 февраля 1997 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об установлении административной ответственности за нарушение настоящего Федерального закона;
  • до 1 марта 1997 года определить и утвердить размеры единовременных сборов, взимаемых при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов, при продлении срока их действия, с учетом интересов производителей и потребителей;
  • до 1 марта 1997 года определить порядок получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, указанными в статье 12 настоящего Федерального закона.

Комментарий к ст. 30 Закона об Оружии


Нормативные правовые акты, устанавливавшие правила оборота оружия и патронов к нему, издавались на различных уровнях власти. Активное участие в нормотворческом процессе принимали органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Принятие комментируемого Закона объективно потребовало приведения действовавшего на тот период времени оружейного законодательства в соответствие с новыми требованиями.

В частности, Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 489 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «Об оружии» были признаны утратившими силу с 1 июля 1997 г. Указы Президента РФ от 8 ноября 1992 г. N 1341 «О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия» и от 8 ноября 1992 г. N 1342 «О разрешении приобретения, хранения и использования гладкоствольного охотничьего оружия гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство».

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием нового Закона не претерпел изменений, поскольку в основном административная ответственность за нарушение правил оборота оружия и патронов к нему до вступления в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях в 2002 г. была установлена в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. К примеру, Закон Омской области от 22 июля 1996 г. N 67-ОЗ «Об административной ответственности за нарушения правил оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Омской области» содержал 26 статей, предусматривавших конкретные составы административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Размеры единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, а также за продление срока их действия, были утверждены значительно позже указанного в комментируемой статье срока, а именно Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. N 574.

Порядок получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, указанными в ст. 12 комментируемого Закона, был установлен почти на два месяца позже запланированного срока в Постановлении Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием».

Статья 31. Закона об Оружии РФ. Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона

Юридическим лицам с особыми уставными задачами, имеющим в своем составе подразделения военизированной охраны и использующим боевое ручное стрелковое оружие, за исключением исполняющих обязанности по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне, осуществить до 1 января 1998 года замену указанного оружия гражданским и служебным оружием. При изменении форм собственности указанных юридических лиц в трехмесячный срок со дня регистрации учредительных документов боевое ручное стрелковое оружие подлежит сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган. На частных охранных предприятиях и в службах безопасности организаций срок использования боевого ручного стрелкового оружия ограничить сроком его аренды у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

Правительству Российской Федерации разработать и реализовать в 1996 — 1998 годах федеральную программу государственной стандартизации гражданского и служебного оружия и патронов к нему.


Комментарий к ст. 31 Закона об Оружии


В соответствии со ст. 11 утратившего силу Закона РФ от 20 мая 1993 г. N 4992-1 государственная военизированная организация могла приобрести боевое оружие, принятое на вооружение в данной организации решением Совета Министров — Правительства РФ, а также любое другое оружие, внесенное в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия. Комментируемый Закон наделил государственные военизированные организации правом приобретения боевого ручного стрелкового оружия (см. комментарий к ст. 5). Юридические лица с особыми уставными задачами могут теперь приобретать только служебное и огнестрельное оружие, за исключением юридических лиц, названных в ч. 3 ст. 12 Закона об Оружии РФ (см. комментарий). К слову, частные охранные организации в настоящее время также не вправе приобретать боевое оружие.

Комментируемая норма обязала юридические лица с особыми уставными задачами до 1 января 1998 г. заменить имеющееся у них боевое оружие на гражданское и служебное. В случае изменения формы собственности указанные мероприятия должны были быть осуществлены юридическим лицом ранее указанного срока, а именно в течение трех месяцев со дня регистрации учредительных документов.

Боевое оружие, взятое до вступления в силу комментируемого Закона в аренду у МВД России частными охранными предприятиями и службами безопасности, разрешалось использовать до момента окончания срока такой аренды.

Федеральная программа государственной стандартизации гражданского и служебного оружия и патронов к нему была утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 января 1999 г. N 27.

Статья 32. Закона об Оружии РФ. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

  • Закон Российской Федерации «Об оружии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 860);
  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об оружии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 861);
  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об оружии» (Российская газета, 1993, 9 сентября, N 174).

Комментарий к ст. 32 Закона об Оружии


Утративший силу с 1 июля 1997 года Закон РФ «Об оружии» был принят 20 мая 1993 г. N 4992-1. Именно с его принятием впервые были легально на таком высоком нормативно-правовом уровне определены понятия оружия, его оборота, даны другие дефиниции. Оружие по своему предназначению для использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделялось на боевое, служебное и гражданское. Впервые были установлены ограничения на оборот служебного и гражданского оружия. Особое внимание было уделено вопросам выдачи лицензий и разрешений на оружие, субъектам, имеющим право на его приобретение, мерам принудительного характера, в т.ч. аннулированию лицензий и разрешений, а также изъятию оружия. Регламентации подверглись и другие существенные вопросы, связанные с оборотом оружия.

Закон РФ от 20 мая 1993 г. N 4992-1, конечно же, не был лишен изъянов. Многие положения оборота оружия в нем были закреплены впервые, поэтому через три года после принятия потребовалось серьезное обновление его материи. Учитывая масштабность изменений, было принято решение о принятии нового Закона. Вместе с тем его преемник, комментируемый Закон, многое воспринял от своего предшественника.

Полагаем, что принятие Закона РФ от 20 мая 1993 г. N 4992-1 стало важной вехой в развитии и систематизации оружейного законодательства нашей страны, которое долгое время, предшествующее принятию данного нормативного правового акта, оставалось разрозненным.

ответы на вопросы прямо сейчас
Задать вопрос юристу
Пожалуйста представьтесь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 532-62-87. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.