1. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
2. Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления.
3. Отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.
4. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.
Комментарии к ст. 19 ВК РФ
Законодателем предусмотрена передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу в соответствии с гражданским законодательством. Данный институт по своему смыслу близок к распорядительной лицензии, которая была предусмотрена Водным кодексом 1995 г. Распорядительная лицензия возлагала на получившую ее организацию обязанность осуществлять меры по улучшению состояния водного объекта (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов). Обустроенный водный объект мог передаваться по усмотрению владельца лицензии в пользование другому лицу.
Поскольку распорядительные лицензии по новому Водному кодексу выдаваться не будут, речь, очевидно, идет о возмездном договоре. Если к договорам водопользования применяются положения об аренде, то можно предположить существование некоего подобия субаренды. При этом в ряде проектов нового Кодекса предусматривался специальный договор передачи прав и обязанностей «вторичному водопользователю». Очевидно, порядок, сроки, характер и объем передачи прав и обязанностей по договору водопользования, а также статус лица, первоначально заключившего договор с государством, должны быть непременно определены, по меньшей мере, постановлением Правительства РФ.
В целом передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу принадлежит к числу наиболее спорных и неясных правовых институтов, требующих доработки законодателя. Без отработанного механизма передачи прав и обязанностей от одного водопользователя другому государство может утерять реальный контроль над хозяйственным использованием и экологическим состоянием того или иного водоема или водотока.
В комментируемой статье указан 30-дневный срок рассмотрения уполномоченными государственными или муниципальными органами заявления «первичного» водопользователя с просьбой о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу — вторичному водопользователю. Отказ в этой просьбе может быть оспорен в суде.
Кроме того, предусмотрена регистрация в государственном водном реестре передачи прав и обязанностей по договору водопользования. Только после регистрации права и обязанности считаются преданными.