Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 425. УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.


Комментарии к ст. 425 УПК РФ


1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 коммент. ст., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный бесспорно не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 коммент. ст. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты. Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе» прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. ч. 5 и 6 коммент. ст. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. ч. 5 и 6 коммент. ст., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.