1. При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.
2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:
- фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;
- основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
- виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
- наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.
4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
5. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
6. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
7. При наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.
Комментарии к ст. 185 УПК РФ
1. Исходя из содержания ч. 2 коммент. ст., а также п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК, решение о наложении ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи вправе принять только суд в лице судьи районного суда или военного суда соответствующего уровня.
2. Причем формулировку, использованную в ч. 2 ст. 185 УПК, следует толковать буквально. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка не могут быть произведены на основании одного лишь постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч. 5 ст. 165 УПК не распространимы на наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку.
3. Фактическое основание наложения ареста на почтово-телеграфные отправления имеет место при наличии достаточной для принятия этого решения совокупности данных (доказательств либо доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), позволяющих полагать, что в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, поступающих конкретному лицу на определенный адрес, могут содержаться сведения (предмет или документ), имеющие значение для уголовного дела.
4. Следователь (дознаватель и др.) и суд не должны располагать неоспоримым подтверждением того, что в почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах будут содержаться имеющие значение для уголовного дела объекты. Достаточно, чтобы имелись доказательства, из анализа которых можно было бы сделать соответствующее предположение.
5. Под «другими почтово-телеграфными отправлениями», о которых идет речь в ч. 1 коммент. ст., согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи следует отнести: письма, почтовые карточки, секограммы, мелкие пакеты, мешки «М», прямые почтовые контейнеры.
6. Письмо — это почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением, размеры и вес которого определяются Правилами оказания услуг почтовой связи.
7. Почтовая карточка — почтовое отправление в виде письменного сообщения на специальном бланке, пересылаемое в открытом виде.
8. Секограмма — почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых.
9. Мелкий пакет — международное почтовое отправление с образцами товаров или небольшими предметами, вложение, размеры, масса и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи.
10. Мешком «М» признается международное почтовое отправление (специальный мешок), содержащее печатные издания, направляемые одним отправителем одному и тому же адресату.
11. Прямой почтовый контейнер — это почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.
12. Арест может быть наложен и на телеграммы, и на радиограммы. Телеграммой именуется текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи (п. 3 Правил оказания услуг телеграфной связи). А радиограммой является радиотелеграмма, или иначе краткое текстовое сообщение, передаваемое, переданное или предназначенное для передачи средствами радиосвязи.
13. Юридическое основание наложения ареста на почтово-телеграфные отправления — это всегда судебное решение. Данное решение в обычном порядке принимает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия (дознания) или по месту нахождения учреждения связи, где будет осуществляться задержание арестованных почтово-телеграфных отправлений.
14. Решение принимается в порядке ст. 165 УПК. Причем процедура получения судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления следующая. Следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку, о чем выносится постановление.
15. Подписанное следователем (дознавателем и др.) и руководителем следственного органа постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки с материалами, подтверждающими наличие фактических оснований принятия искомого решения, направляется в суд.
16. В течение 24 часов с момента поступления указанного ходатайства постановление следователя (дознавателя и др.) вместе с поступившими материалами должны быть рассмотрены судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора и (или) следователя (дознавателя и др.) или без такового.
17. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке. Решение о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке не может быть оформлено резолюцией судьи на постановлении следователя (дознавателя и др.), возбудившего ходатайство о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки. Судья не может принять указанное решение и без возбуждения перед ним следователем (дознавателем и др.) соответствующего ходатайства. Причем ходатайство должно быть именно о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке. Для принятия судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке недостаточно, к примеру, ходатайства следователя (дознавателя и др.) о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров.
18. Основания осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений отличаются от оснований наложения ареста на таковые. И осмотр, и выемка имеют место уже после наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Поэтому фактическим основанием осмотра почтово-телеграфной корреспонденции является поступившее следователю (дознавателю и др.) от руководства учреждения связи уведомление о задержании почтово-телеграфного отправления, на которое наложен арест.
19. Фактическим основанием выемки почтово-телеграфных отправлений будет наличие закрепленных в протоколе осмотра почтово-телеграфной корреспонденции достоверных данных о том, что в таковой содержатся сведения (предмет или документ), имеющие значение для уголовного дела. Выемка почтового отправления возможна и в случае, когда после его осмотра не представляется возможным направить письмо (бандероль и т.п.) получателю почтово-телеграфного отправления так, чтобы не раскрыть тайну наложения ареста на его почтово-телеграфную корреспонденцию.
20. Специального постановления о производстве выемки (осмотра) почтово-телеграфной корреспонденции дополнительно к тому, в котором одновременно принято решение о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и о разрешении ее последующей выемки, выносить не требуется.
21. Соответственно, юридическое основание осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции — судебное решение о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, об их осмотре и выемке. Процессуальные решения об осмотре, так же как и о выемке почтово-телеграфной корреспонденции, дополнительного оформления не требуют.
22. Переходим к разъяснению положений, закрепленных в ч. 3 коммент. ст. Здесь собраны правила, касающиеся оформления ходатайства следователя (дознавателя и др.) о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки. Исходя из этих правил, следователем (дознавателем и др.) соответствующее ходатайство оформляется в виде мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.
23. В п. 1 ч. 3 коммент. ст. употреблено понятие «лицо, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться». В ч. 5 той же статьи речь идет об «адресате». Кто же может выступать в этих качествах? Законодатель не ограничивает круг лиц, на почтово-телеграфную корреспонденцию которых возможно наложение ареста. Таковыми обычно являются обвиняемые, подозреваемые и лица, состоящие с ними в родстве, дружбе (их знакомые). Между тем нельзя отрицать возможность при наличии к тому фактических оснований наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию любого другого лица. Такими лицами в том числе могут быть потерпевший, свидетель и даже лицо, которому ничего не известно о расследуемом преступлении и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Например, при розыске подозреваемого (обвиняемого) может быть наложен арест на почтово-телеграфную корреспонденцию его отца, который долгие годы не виделся с сыном и в связи с этим ничего не может сообщить, что могло бы иметь отношение к уголовному делу. Но в распоряжении следователя (дознавателя и др.) появились доказательства, позволяющие предположить, что сын напишет письмо отцу и, допустим, попросит у него денег или иной помощи.
24. Уведомление, о котором идет речь в ч. 4 коммент. ст., готовится учреждением связи и подписывается его руководителем. Оно должно направляться немедленно. А это значит, что такое уведомление в адрес следователя (дознавателя и др.) следует направлять в день поступления почтово-телеграфного отправления и соответственно в день его задержания.
25. В ч. 5 коммент. ст. закреплены специфические требования, применяемые к порядку производства осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений. Эти правила действуют уже после того, как следователю (дознавателю и др.) сообщили о задержании в учреждении связи арестованной бандероли, посылки или другого почтово-телеграфного отправления либо телеграммы или радиограммы.
26. Сразу после получения уведомления следователь (дознаватель и др.) должен прибыть в учреждение связи, где полномочиями работников этого учреждения осуществлено задержание почтово-телеграфного отправления.
27. Сначала следователь (дознаватель и др.) приступает к осмотру почтово-телеграфной корреспонденции. Он всегда предшествует выемке почтово-телеграфной корреспонденции.
28. В протоколе осмотра почтово-телеграфных отправлений указывается, кем и какие именно почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
29. Задержанные полномочиями следователя (дознавателя и др.) в процессе осмотра почтово-телеграфные отправления или их части затем подвергаются выемке. Получателю почтово-телеграфного отправления направляются лишь не имеющие значения для уголовного дела почтово-телеграфные отправления, отсылка которых адресату не раскроет тайну наложения ареста на его почтово-телеграфную корреспонденцию.
30. Специфика осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений заключается в том, что понятыми здесь согласно ч. 5 коммент. ст. должны быть работники учреждения связи. Законодатель не определил круг работников учреждения связи, которые могут быть приглашены для участия в качестве понятого. Главное, чтобы это были работники именно того учреждения связи, в котором осуществлено задержание почтово-телеграфного отправления. Помимо этого в целях уменьшения вероятности раскрытия тайны наложения ареста на почтово-телеграфные отправления рекомендуется приглашать в качестве понятых тех работников, которые принимали участие в задержании почтово-телеграфного отправления или которым как минимум известно о наложении ареста на таковое.
31. При каждом получении нового почтово-телеграфного отправления составляется отдельный протокол осмотра. Но как быть, если в один день поступило несколько почтово-телеграфных отправлений? Их следует осматривать в процессе одного или нескольких следственных действий? Нарушения закона не будет ни в том, ни в другом случае. Это же правило касается и выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Если по прибытию в учреждение связи следователю представили несколько задержанных почтово-телеграфных отправлений и ни что не мешает осмотреть их в ходе производства одного следственного действия, рекомендуется так и поступать. Завершив такой осмотр, при наличии к тому фактических оснований можно произвести одним следственным действием выемку имеющих значение для уголовного дела почтово-телеграфных отправлений.
32. Протокол осмотра почтово-телеграфной корреспонденции составляется по общим правилам оформления протокола следственного действия (ст. ст. 166 и 167 УПК) и, в частности, протокола осмотра (ст. 180 УПК).
33. В протоколе следует отразить, «какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру». Данное требование нацеливает правоприменителя на отражение в протоколе вида, даты, веса, ценности почтово-телеграфного отправления, данных об его адресате и отправителе, имеющихся здесь печатей и штемпелей. Осмотр почтово-телеграфного отправления не может ограничиваться лишь его содержимым (содержанием, к примеру, текста самого письма).
34. При обнаружении в процессе осмотра достоверных данных о том, что в почтово-телеграфной корреспонденции содержатся сведения (предмет или документ), имеющие значение для уголовного дела, или же в случае, когда после его осмотра не представляется возможным направить письмо (бандероль и т.п.) получателю почтово-телеграфного отправления, почтово-телеграфная корреспонденция задерживается. О данном обстоятельстве законодатель также требует указать в протоколе осмотра. Это указание является подтверждением наличия фактических оснований производства выемки почтово-телеграфных отправлений.
35. Для того чтобы приступить к производству выемки, нет необходимости составлять специальное постановление об ее производстве. При наложении ареста на почтово-телеграфные отправления судом уже принято решение, позволяющее производить выемку почтово-телеграфной корреспонденции. Поэтому сразу же после принятия решения о наличии фактических оснований производства выемки почтово-телеграфных отправлений (после завершения протоколирования их осмотра, в процессе которого установлены данные основания) следует осуществить следующие действия:
- обеспечение участия в выемке почтово-телеграфных отправлений понятых и других необходимых для производства следственного действия лиц;
- разъяснение участвующим в производстве выемки лицам их прав и обязанностей (если этого еще не было сделано, предупреждение их о неразглашении данных предварительного расследования), ответственности и порядка производства выемки почтово-телеграфных отправлений;
- запрещение в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится выемка почтово-телеграфных отправлений, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия;
- изъятие предметов (документов) и предъявление их понятым (иным участникам следственного действия);
- производство (в необходимых случаях) фотографирования, кино-, видеосъемки, составление рисунков и (или) схем;
- составление описи изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;
- принятие мер к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, чьи почтово-телеграфные отправления изымаются, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
- завершение протоколирования результатов данного следственного действия по правилам коммент. ст., а также ст. ст. 166, 167, 182, 183 УПК;
- вручение под расписку руководителю учреждения связи копии протокола выемки почтово-телеграфных отправлений.
36. В ч. 6 коммент. ст. законодатель предусмотрел две разновидности фактических оснований принятия решения об отмене ареста, наложенного на почтово-телеграфные отправления:
- отпала необходимость в этой мере;
- окончено предварительное расследование по данному уголовному делу.
37. Необходимость в применении такой меры, как арест на почтово-телеграфные отправления, отпадать может по разным причинам. Чаще всего это решение задач, во исполнение которых мера процессуального принуждения налагалась (установление всех лиц, причастных к совершению преступления, места нахождения разыскиваемого лица, орудия преступления или всех предметов преступного посягательства, выемка необходимого доказательства, установление иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п.).
38. См. также комментарий к ст. 450 УПК.