1. Производство предварительного расследования оканчивается:
- по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 настоящего Кодекса;
- по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
2. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Комментарии к ст. 158 УПК РФ
1. Окончание предварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 39 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа предварительного следствия и по письменному указанию руководителя следственного органа подчиненному ему следователю о прекращении уголовного дела. Исходя же из редакции п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК, последовательно заключить, что дознание может быть прекращено по указанию надзирающего прокурора.
2. Окончание предварительного расследования состоит из следующих действий следователя (дознавателя и др.):
- систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;
- оформления производства по делу;
- уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;
- выяснения, желает ли обвиняемый иметь защитника, и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;
- оформления отказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материалами дела отдельно от защитника;
- разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;
- фиксации поступившего ходатайства в специальном протоколе;
- уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных;
- предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;
- разрешения поступивших ходатайств;
- принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;
- составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т.п.).
3. Производство предварительного расследования заканчивается составлением обвинительного заключения (постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера либо постановления о прекращении дела) и в тех случаях, когда такой документ уже в деле есть, но после его оформления производилось дополнительное расследование.
4. Под установлением обстоятельств, способствовавших совершению преступления, понимается их доказанность с использованием средств уголовно-процессуальных доказательств. См. подробнее об этом комментарий к ст. 73 УПК.
5. Правом следователя и дознавателя по принятию предусмотренных ч. 2 коммент. ст. мер обладает любое лицо, осуществляющее предварительное расследование, как то: руководитель следственной группы (группы дознавателей) или начальник подразделения дознания.
6. Задачи, для решения которых предусмотрены закрепленные в ч. 2 коммент. ст. средства, могут быть реализованы и путем осуществления иных действий. Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, могут устраняться не только путем применения уголовно-процессуальных, но и административно-властных полномочий учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.
7. Должностные лица, умышленно не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ. В то же время к уголовно-процессуальной ответственности они привлечены быть не могут. Нормами УПК не предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности лицами, не являющимися участниками уголовно-процессуального производства.
8. См. также комментарий к ст. ст. 29, 39, 237 УПК.