Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 149. УПК РФ. Направление уголовного дела

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса:

  • следователь приступает к производству предварительного следствия;
  • орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, производит дознание.

Комментарии к ст. 149 УПК РФ


1. В коммент. ст. приведен перечень действий, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК.

2. Между тем уголовные дела указанными должностными лицами и органами могут быть возбуждены не только в порядке ст. 146 УПК. В ст. 146 УПК закреплен порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Помимо возбуждения уголовных дел публичного обвинения УПК известен порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения и частного обвинения.

3. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) с согласия прокурора и без такового уголовных дел частного и частно-публичного обвинения закреплен в ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК.

4. Так как изложенные в коммент. ст. действия следователь (дознаватель и др.) может осуществлять после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не только в порядке, установленном ст. 146 УПК, но и в порядке, установленном ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК, следует заключить, что рассматриваемая часть коммент. ст. подлежит расширительному толкованию.

5. Буквально же в коммент. ст. говорится только о действиях, осуществляемых после вынесения постановления в порядке, закрепленном в ст. 146 УПК. Этот порядок состоит из следующих основных правил:

  • для возбуждения уголовного дела необходимо наличие предусмотренных ст. 140 УПК повода и основания;
  • единолично возбуждать уголовное дело может следователь (дознаватель и др.);
  • обязательно соблюдение предусмотренной ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УПК процессуальной формы постановления о возбуждении уголовного дела;
  • прокурор вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела.

6. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения менее регламентирован уголовно-процессуальным законом. Тем не менее представляется, что все вышеуказанные основные правила возбуждения уголовных дел публичного обвинения распространимы и на порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения. Единственное отличие этих процедур заключается в том, что дела частно-публичного и частного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего (законного представителя потерпевшего, а в случае смерти потерпевшего — по заявлению его близкого родственника). Без такой жалобы руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного или частного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

7. В коммент. ст. говорится о действиях, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Однако закрепленный здесь и исследуемый в большинстве комментариев перечень этих действий далеко не является исчерпывающим. Во-первых, в коммент. ст. названы не все участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, уполномоченные на возбуждение уголовного дела, а значит, и принимающие после этого процессуальные решения. Во-вторых, не учтена ситуация направления прокурору уголовного дела в порядке ч. 3 ст. 146 УПК, производства неотложных следственных действий следователем (дознавателем и др.), а равно предусмотренное ч. 2 ст. 39 (ч. 2 ст. 40.1) УПК право руководителя следственного органа (начальника подразделения дознания) принимать уголовное дело к своему производству. Совершенствование редакции приведенного в коммент. ст. перечня должно осуществляться также с учетом закрепленного в ч. 2 ст. 163 УПК права руководителя следственного органа принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой.

8. В коммент. ст. говорится о двух субъектах принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, — о следователе и органе дознания. Именно поэтому, а также из-за несовершенства самой ст. 146 УПК большинство авторов в своих комментариях тоже ограничивают круг субъектов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела, только указанными должностными лицами и органами.

9. Между тем приведенный здесь перечень субъектов принятия решения о возбуждении уголовного дела нельзя признать исчерпывающим. В порядке, установленном ст. 146 УПК, уголовные дела также вправе (обязаны) возбуждать дознаватель, руководитель следственного органа (ст. 146 УПК), руководитель следственной группы (ст. 163 УПК), руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК).

10. Руководитель следственной группы (группы дознавателей) наделен правом выделения уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. ст. 153 — 155 УПК. А это значит, что он уполномочен и на выделение в отдельное производство уголовного дела для производства предварительного расследования нового преступления, а также в отношении нового лица. Данное же решение согласно требованиям ч. 3 ст. 154 УПК не может быть принято без одновременного возбуждения уголовного дела.

11. Для того чтобы дать полный перечень действий, которые может предпринять каждый из субъектов, наделенных правом возбуждения в порядке, установленном ст. 146 УПК, уголовного дела, необходимо определиться с такими понятием, как «вынесение постановления о возбуждении уголовного дела». С этим понятием тесно связаны ответы на такие важные вопросы, как, к примеру: когда появляется уголовное дело, а значит, и когда наступает стадия предварительного расследования, с какого момента должен исчисляться срок предварительного расследования и др.?

12. Статья 149 УПК посвящена уголовно-процессуальной деятельности, которая осуществляется после появления уголовного дела — на стадии предварительного расследования. Думаю, ни у кого не возникнет возражений против того, что после «вынесения постановления о возбуждении уголовного дела» уголовное дело уже есть, а также что по уголовному делу осуществляется предварительное расследование, а не деятельность, присущая предшествующей стадии — стадии возбуждения уголовного дела.

13. Вынесение постановления, о котором идет речь в коммент. ст., — это деятельность следователя (дознавателя и др.). С этой позиции полный перечень действий, которые осуществляет каждый из органов предварительного расследования после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, будет выглядеть следующим образом.

14. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК:

  • руководитель следственного органа поручает его расследование следователю (нескольким следователям), нижестоящему руководителю следственного органа, принимает решение о производстве предварительного следствия следственной группой либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, дознания или предварительного следствия;
  • следователь принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам ему подследственным — к производству предварительного следствия или дознания;
  • руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, подлежащим соединению с расследуемым следственной группой делом, принимает соответствующее решение и продолжает производство предварительного следствия;
  • орган дознания в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, ему подследственным, приступает к производству дознания;
  • дознаватель в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности либо принимает его к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, ему подследственным, приступает к производству дознания;
  • начальник подразделения дознания в порядке, установленном ч. 3 ст. 146 УПК, передает уголовное дело прокурору для определения подследственности, поручает его расследование дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству, после чего приступает к производству неотложных следственных действий, а по уголовным делам, подследственным органу дознания, приступает к производству дознания.

15. Дознаватель не вправе производить предварительное следствие, а орган предварительного следствия может осуществлять дознание. Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК в случае совершения лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, по нему производится дознание следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. В определенных п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК случаях дознание могут осуществлять также следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Именно поэтому в вышеприведенном перечне мы указываем на возможность осуществления следователем и руководителем следственного органа дознания по возбужденному им уголовному делу. Руководитель же следственной группы дознание производить не может. Если им соединено с основным уголовным делом дело, по которому предварительное следствие не обязательно, он все равно по объединенному делу будет производить не дознание, а предварительное следствие.

16. Следователь, руководитель следственной группы и руководитель следственного органа находятся почти в равном правовом положении. Они могут выносить постановления о возбуждении как подследственных, так и не подследственных им уголовных дел. Поэтому после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела они либо в порядке ч. 5 ст. 152 УПК производят неотложные следственные действия, либо производят предварительное следствие по делу в полном объеме. Это правило касается всех следователей. Законом предусмотрены некоторые особенности реализации этого права применительно к правовому статусу руководителя следственной группы и руководителя следственного органа. Так, руководитель следственного органа осуществляет данные виды деятельности лишь в случае реализации им своего права, предусмотренного ч. 2 ст. 39 УПК. А руководитель следственной группы не может проводить предварительное следствие в полном объеме по уголовным делам, не связанным и, соответственно, не могущим быть соединенными с основным уголовным делом, для расследования которого и создана следственная группа.

17. Если речь идет о следователе или руководителе следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, то вполне прогнозируема ситуация, когда в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК таковой будет вправе произвести дознание. Именно поэтому полномочие следователя и руководителя следственного органа после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела включает все эти виды деятельности.

18. Единственное полномочие, которое имеется у руководителя следственного органа, но отсутствует у следователя и руководителя следственной группы, — это право поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК), а равно право принятия решения о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163 УПК). Реализация этого полномочия и отличает круг действий, которые вправе произвести руководитель следственного органа, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, от аналогичной деятельности следователя и руководителя следственной группы.

19. По большинству полномочий, в том числе по праву производства неотложных следственных действий и дознания, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». В п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК он говорит об осуществлении органами дознания такого вида деятельности, как дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. А ч. 1 ст. 41 и ч. 3 ст. 151 УПК возлагает производство дознания на дознавателей. В п. 19 ст. 5, п. 2 ч. 2 и п. 3 ст. 40, п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК производство неотложных следственных действий отнесено к компетенции органа дознания, а ч. 5 ст. 152 УПК обязала дознавателей производить названные действия. Исходя из такого подхода законодателя, а также в связи с наличием некоторых отличий в правовых статусах органа дознания и дознавателя, нами указаны все виды осуществляемой каждым из них видов деятельности. Однако наименование и перечень видов деятельности, осуществляемой как органом дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, так и дознавателем, ничем друг от друга не отличаются.

20. В коммент. ст. законодатель ничего не говорит о принятии следователем (дознавателем и др.) уголовного дела к своему производству. Между тем это процессуальное решение широко применяется на практике, и о нем неоднократно говорит законодатель в других статьях УПК (п. 40.1 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 38, п. п. 1, 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40.1 и др. УПК).

21. Поэтому, по нашему мнению, в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем (дознавателем и др.), должна содержаться фраза «Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его расследованию». Специальных отдельных постановлений о том, что следователь (дознаватель и др.) после возбуждения им уголовного дела приступает к производству по нему предварительного следствия (дознания), закон выносить не требует.

22. Постановление о принятии уголовного дела к своему производству выносится органом предварительного расследования, которому поручено производство дознания или предварительного следствия прокурором или руководителем следственного органа (начальником подразделения дознания), а не следователем (дознавателем и др.), которым данное уголовное дело возбуждено.

23. В п. 3 коммент. ст. упоминается о неотложных следственных действиях. Данному понятию неотложных следственных действий дано определение в п. 19 ст. 5 УПК. Согласно указанной норме неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

24. Редакция данной нормы права небезупречна. Она породила мнения о том, что неотложными следственными действиями «могут быть любые процессуальные действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия». Между тем следственными действиями, пусть даже и неотложными, нельзя признавать процессуальные действия, которые не обладают признаками следственного действия.

25. Все неотложные следственные действия, как следует из буквального толкования этого термина, есть разновидность следственных действий. А это значит, что они являются основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и характеризуются детальной самостоятельной процедурой производства.

26. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, орган дознания вправе произвести любое неотложное следственное действие, но не любое следственное действие. Иначе говоря, законодатель не ограничил орган дознания в выборе вида следственного действия, но ограничил его в возможности производства тех следственных действий, которые можно произвести позже, при этом не утратив потенциала получения доказательственной информации.

27. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования орган дознания вправе произвести, только когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

28. См. также комментарий к ст. ст. 5, 37, 38, 146, 150, 151, 156, 157 УПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.