Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 33. УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

2. Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.


Комментарии к ст. 33 УИК РФ


1. В соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае назначения его в качестве основного или дополнительного вида наказания к таким альтернативным лишению свободы наказаниям, как штраф, обязательные или исправительные работы, а также при условном осуждении возложено на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (работы) осужденного. Последняя в своей работе при этом руководствуется положениями УИК РФ, а также разд. II «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества.

Данный вид наказания включает в свое содержание две разновидности лишения прав:

  • лишение права занимать определенные должности;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

Основанием применения данного вида наказания является невозможность сохранения за лицом, совершившим преступление, права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Вывод о такой невозможности должен вытекать из обстоятельств, характеризующих как совершенное преступление, так и личность виновного.

Суть данного вида наказания состоит в том, что в адрес осужденного выносится категоричный запрет на возможность занимать определенные должности в государственных органах или органах местного самоуправления либо заниматься определенного рода деятельностью. Данный запрет оформляется судом в форме обвинительного приговора.

При осуждении виновного суд указывает, какие именно должности он не может занимать. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности применимо лишь тогда, когда осужденный или занимал эту должность, или имеет право занимать ее в будущем. При этом неважно, занимал он эту должность до осуждения постоянно или временно, по специальному распоряжению соответствующего должностного лица.

В обвинительном приговоре указывается род или вид профессиональной, хозяйственной или социальной деятельности, заниматься которой осужденному запрещено.

Законодатель при формулировании данного вида наказания использует термин «определенные». Под определенными должностями следует понимать те должности, которые обозначены в соответствующих нормативных актах либо обладают соответствующими идентификационными характеристиками, позволяющими установить сущность судебного запрета.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.07.2006) государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская; военная; правоохранительная.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.

Должности государственной службы, как отмечается в ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Таким образом, при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности суд должен исходить из того, что он может назначить такое наказание только подсудимому, который занимает или в момент совершения преступления занимал какую-либо из должностей государственной службы, которые в свою очередь делятся на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Как было отмечено выше, помимо возможности лишения права занимать должности государственной службы, ч. 1 ст. 47 УК РФ предусматривает назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Исходя из сказанного, при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления суду необходимо предварительно установить, во-первых, занимал ли подсудимый какую-либо должность в том или ином органе местного самоуправления, во-вторых, совершено ли им такое преступление, что исключена возможность сохранения за ним права занимать определенную должность в органах местного самоуправления.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности не может быть назначено в отношении лиц, которые занимают должности в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными, общественных объединениях и иных организациях, деятельность которых находится за пределами государственной службы Российской Федерации и субъектов РФ.

Частью 1 ст. 47 УК РФ предусмотрено и наказание в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью того или иного лица понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием. То есть это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия либо принимать решения, характер которых устанавливается нормативными правовыми актами.

К профессиональной относятся педагогическая, врачебная деятельность, управление железнодорожным, водным и воздушным транспортом по договору найма и т.д.

В ч. 1 ст. 47 УК РФ говорится о возможности запрещения заниматься и иной деятельностью. Закон не расшифровывает понятие «иная деятельность», что позволяет рассматривать ее в широком смысле как любую постоянную или периодическую деятельность лица, которая может быть даже побочным занятием (например, в сфере досуга). Под иной деятельностью, думается, надо понимать деятельность, которая требует специальной подготовки, навыков, знаний в конкретной сфере и при этом является нормативно урегулированной. К такому виду деятельности можно отнести, например, управление личным транспортом, охоту, рыболовство, частную охранную деятельность и т.п.

2. Если наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполнение на период отбывания основного наказания осуществляют учреждения и органы, исполняющие основной вид наказания (исправительный центр, арестный дом, дисциплинарная воинская часть, исправительное учреждение), а после окончания отбывания основного наказания исполнение дополнительного реализовывается уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

При получении из паспортно-визовой службы органа внутренних дел информации о регистрации осужденного, освобожденного из исправительного учреждения, дисциплинарной воинской части, в отношении которого имеется неисполненный приговор о дополнительном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, прибывшего не по месту первоначально избранного им места жительства, инспекция запрашивает копию приговора суда из инспекции, обслуживающей территорию первоначально избранного места жительства осужденного, и контролирует поступление копии приговора суда.

В целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение трех рабочих дней: устанавливает место работы осужденного и направляет в адрес администрации организации копию приговора суда и извещение; направляет копию приговора суда или заверенную выписку из него и извещение в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности. В зависимости от характера преступления и запрещенного вида деятельности инспекция направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности; в отношении осужденного, лишенного права занимать должности в сфере экономической деятельности, направляет сообщение в соответствующую службу органа внутренних дел.

3. В целом понятие исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое осуществляют уголовно-исполнительные инспекции, включает в себя:

  • учет осужденных;
  • контроль за соблюдением осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • проверку исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
  • организацию проведения с осужденными воспитательной работы;
  • проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

После поступления в уголовно-исполнительную инспекцию из суда, другой инспекции, исправительного учреждения, воинских подразделений (в том числе военно-учебных заведений) копии приговора (определения, постановления) она в этот же день регистрируется в журнале входящих документов инспекции, а затем в журнале учета осужденных. После регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку, вторая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осужденного с регистрационного учета и информирования инспекции об изменении его места жительства. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.

О постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего осужденного — аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.

Если условно осужденный (гражданин России) подлежит призыву, о постановке его на учет инспекция направляет сообщение в соответствующий военный комиссариат.

После постановки осужденного на учет инспекция направляет ему письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, о чем отбирается подписка. Кроме того, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора. Составленная в ходе указанной беседы справка вместе с подпиской подшиваются в личное дело осужденного.

В целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение трех рабочих дней проводит следующие мероприятия:

  • устанавливает место работы осужденного и направляет в адрес администрации организации копию приговора суда и извещение по установленной форме;
  • представляет копию приговора суда или заверенную выписку из него и извещение в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности. В зависимости от характера преступления (против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в сфере экономической деятельности, в сфере компьютерной информации, экологические преступления) и запрещенного вида деятельности инспекция направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности;
  • в отношении осужденного, лишенного права занимать должности в сфере экономической деятельности, направляет сообщение в соответствующую службу органа внутренних дел (ОБЭП).

4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За 20 дней до окончания срока, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким — в день освобождения исправительное учреждение направляет в инспекцию по избранному им месту жительства копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей. Это создает реальную возможность для приведения в исполнение приговора в части, касающейся дополнительного наказания после отбытия основного, по новому месту жительства или службы осужденного.

5. Частью 5 комментируемой статьи предусматривается, что в случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

Однако принятие УИК РФ происходило в период действия старого закона, регламентирующего обязанности по военной службе. Согласно же подп. «б» п. 3 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость. Соответственно отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу. Аналогичный запрет имеется и в Федеральном законе от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006). Согласно п. 2 ст. 3 данного Закона на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе не подлежат призыву на военную службу.

С целью предотвратить призыв такого лица в Вооруженные Силы РФ уголовно-исполнительная инспекция направляет сообщение в соответствующий военкомат.

Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует вынесению в отношении его приговора к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и продолжению службы в Вооруженных Силах РФ. В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Поэтому военным судом, вынесшим приговор, командованию воинской части по месту военной службы должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.