Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 24. УИК РФ. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

1. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

  • Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих территорий;
  • Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
  • должностные лица вышестоящих органов;
  • судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
  • депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены — в пределах соответствующих территорий;
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

2.1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их.

3. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

4. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

5. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.


Комментарии к ст. 24 УИК РФ


1. Должностные лица, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, являются представителями тех видов контроля, которые предусмотрены в ст. ст. 19 — 23 УИК РФ:

  • органов государственной власти, судебного, ведомственного, прокурорского и общественного контроля.

Исключение составляют только органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, которые ранее также были наделены правом контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания (см. комментарий к ст. ст. 19 — 23 УИК РФ).

Посещение этих учреждений и органов, правом на которое наделяются указанные субъекты, является одной из форм контроля. Во время посещений представители контролирующих органов ведут личный прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, представителей администрации, встречаются с авторами жалоб и заявлений, изучают условия содержания осужденных, а также производственные и бытовые условия администрации, проверяют законность принимаемых ею приказов и распоряжений и т.д. Во многих случаях личные посещения позволяют гораздо быстрее решить вопросы и жалобы осужденных либо убедиться в беспочвенности последних. Все вышесказанное и обусловливает помещение комментируемой статьи в главу, закрепляющую виды учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за их деятельностью.

В то же время следует подчеркнуть, что посещения не обязательно носят контролирующий характер. Их целью может быть оказание помощи администрации в улучшении условий содержания осужденных, содействие в воспитательном процессе, подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшем трудовом и бытовом устройстве и т.д. Глава администрации субъекта РФ, кроме того, может посетить учреждения и органы и учреждения, исполняющие наказания, при утверждении списка осужденных, направляемого Президенту РФ для решения вопроса о помиловании. Этим и можно объяснять включение в перечень лиц, обладающих правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, президентов и глав правительств субъектов РФ и глав органов местного самоуправления. Тем не менее определенная рассогласованность между ст. ст. 19 и 24 УИК РФ существует. Для ее устранения, а также сохранения последовательности в принимаемых решениях законодателю следует изъять у руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления право без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

2. Часть 2 комментируемой статьи утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

3. Лица, не указанные в ч. 1 комментируемой статьи, также могут посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, но уже только по специальному разрешению их администрации или вышестоящих органов. В ч. 3 данной статьи конкретно указаны только представители средств массовой информации. Все остальные объединены термином «иные лица». Открытость и гласность деятельности уголовно-исполнительной системы, как одна из основ ее реформирования, предполагают широкое освещение ее деятельности в печати, на радио и телевидении. «Иными лицами» могут быть, например, родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения в специально организуемые администрацией «родительские дни», представители общественных объединений, не обладающих правом контроля, но оказывающих помощь и содействие администрации хозяйствующих субъектов, с которыми заключены договорные отношения в производственной сфере, и др.

4 — 5. Исправительные учреждения являются режимными объектами, что и вызывает необходимость ограничения не только свободного доступа в них, но и кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных. Поэтому такая съемка может осуществляться с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Часть 4 комментируемой статьи конкретизирует конституционное право каждого на неприкосновенность частной жизни, сбор, хранение, использование и распространение информации о которой без согласия лица не допускаются (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ), а ст. 56 Конституции РФ устанавливает, что данное право ограничению не подлежит. Поэтому как кино-, фото- и видеосъемка осужденных, так и их интервьюирование допускаются не с разрешения администрации, а с письменного согласия самих осужденных. То есть данная норма направлена на обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Юридическая помощь онлайн

Помощь онлайн

Отправьте нам сообщение, чтобы мы узнали о том, что Вам нужна наша помощь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.