Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 23. УИК РФ. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.


Комментарии к ст. 23 УИК РФ


1. Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Россия — это демократическое федеративное правовое государство. Это означает, что осуществление государственной власти в таком государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гарантируя возможность осуществления контроля, Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого на объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений, ее обеспечение и ограничение осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 02.02.2006) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Комментируемая статья предусматривает три основных вида участия общественных объединений:

  • содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • участие в исправлении осужденных;
  • контроль деятельности указанных учреждений.

Особенно деятельно участие общественных объединений осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: свыше 350 различных общественных организаций, как российских, так и зарубежных, активно и конструктивно содействуют работе пенитенциарной системы России в решении поставленных перед нею задач.

Формы такого участия самые разнообразные:

  • оказание благотворительной финансовой помощи, направленной на улучшение условий отбывания наказания осужденными, соответствующих международным стандартам, их материального и бытового обеспечения;
  • безвозмездная поставка медикаментов и медицинского оборудования, книг, видеофильмов, главным образом учебного и просветительского характера;
  • непосредственное участие в восстановлении нравственного и духовного здоровья лиц, отбывающих лишение свободы или содержащихся под стражей, и др.

Все это свидетельствует о реальном воплощении принципа демократизма, закрепленного в ст. 8 УИК РФ, в правоприменительную деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлена бланкетная норма, на основании которой правовое регулирование участия общественных объединений должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день продолжает формироваться необходимая база нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений, которую помимо ранее названных составляют:

  • Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2007), устанавливающий в ст. 2 среди целей Общественной палаты осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Деятельность Общественной палаты направлена на обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. На основании ст. 20 названного Закона при федеральных органах исполнительной власти должны быть созданы общественные советы, порядок образования которых в зависимости от подчиненности определяется Президентом РФ или Правительством РФ;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007), согласно ст. 4 которого в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Указанные органы и учреждения проводят индивидуальную и профилактическую работу, в том числе и в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В п. 3 ст. 5 указанного Закона установлено, что такая работа может проводиться и с другими категориями несовершеннолетних для оказания им социальной помощи или реабилитации;
  • Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 25.02.1993). Согласно ст. 1 названного Положения одной из главных задач комиссий является осуществление контроля за условиями содержания и воспитательной работы с отбывающими уголовные наказания несовершеннолетними осужденными. Данное Положение продолжает действовать на всей территории Российской Федерации, хотя многими ее субъектами разработаны и приняты собственные нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности. Например, в ст. 7 Закона города Москвы от 13.04.2005 N 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии наделены правом ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему мер поощрения;
  • Положение об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 29.01.2007 N 14. Общественный совет в соответствии с названным Положением призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и Минюста России для решения наиболее важных вопросов в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рамках деятельности министерства.

Общественный совет вправе выдвигать и поддерживать гражданские инициативы, направленные на реализацию функций Минюста России. Совет вправе вырабатывать рекомендации Минюсту России, в том числе при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в России.

По согласованию с министром юстиции РФ члены Совета вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерства и иных мероприятиях, проводимых в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Минюста России.

Как видим, специальных задач, непосредственно направленных на оказание помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания, Совет не ставит. Однако Общественный совет вправе содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания, получении образования и воспитании осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, обеспечении взаимодействия с государственными органами власти по отстаиванию гражданских прав и законных интересов осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Созданы и оказывают помощь и содействие органам и учреждениям, исполняющим наказания, общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы», Общественный совет Федеральной службы исполнения наказаний, Российский детский фонд, Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных «Фатум» и др.

Однако до настоящего времени не принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности», хотя законопроект подготовлен еще в 2000 г. и прошел первое чтение в Государственной Думе в 2003 г. Названный Закон призван конкретизировать деятельность общественных объединений применительно к учреждениям и органам, исполняющим наказания, закрепив ее на уровне федерального закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Юридическая помощь онлайн

Помощь онлайн

Отправьте нам сообщение, чтобы мы узнали о том, что Вам нужна наша помощь
Мы гарантируем полную анонимность всей полученной информации


Пожалуйста напишите вашу проблему
Чем детальнее вы опишите ситуацию, тем боле точную консультацию наш юрист сможет Вам предоставить

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.