1. За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения:
- благодарность;
- награждение подарком;
- денежная премия;
- разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
- предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
- разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до тысячи пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
- увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
- досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
2. К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2010 N 46-ФЗ.
4. В целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания.
Комментарии к ст. 113 УИК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает меры поощрения, а также основания для их применения к осужденным к лишению свободы.
Основаниями для применения мер поощрения к осужденным в исправительных учреждениях являются: хорошее поведение; добросовестное отношение к труду, добросовестное отношение к обучению; активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных; активное участие в воспитательных мероприятиях.
Под хорошим поведением прежде всего понимается выполнение осужденным установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей и запретов. Свидетельством хорошего поведения могут быть также уважительное отношение к окружающим, опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены и др.
Добросовестное отношение к труду оценивается по выполнению сменного задания, качеству изготовляемой продукции, чистоте рабочего места.
Добросовестное отношение к обучению в образовательной школе или профессиональном училище определяется уровнем полученных знаний, а также необходимых навыков и умений в получаемой профессии.
Активное участие в работе самодеятельных организаций заключается не в простом членстве осужденного в той или иной секции совета коллектива отряда (колонии), а в непосредственном участии в работе самодеятельных организаций и выполнении стоящих перед ними основных задач, указанных в ч. 3 ст. 111 УИК РФ.
Активное участие в воспитательных мероприятиях оценивается по регулярному их посещению, постоянному участию в художественной самодеятельности, подготовке помещений, а также технических средств, необходимых для проведения, например, кинолектория, вечера вопросов и ответов.
Указанные основания могут учитываться в комплексе или же каждое в отдельности.
Часть 1 комментируемой статьи содержит общий перечень поощрений, применяемых к осужденным в исправительных учреждениях:
- благодарность;
- награждение подарком;
- денежная премия;
- разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
- предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
- разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти МРОТ на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
- увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
- досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
При этом необходимо иметь в виду, что наряду с перечисленными поощрениями к осужденным в воспитательных колониях применяются и другие меры поощрения (см.: комментарий к ст. 134 УИК РФ).
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится мера поощрения, применяемая к осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, заключающаяся в разрешении на проведение выходных и праздничных дней за пределами колонии-поселения.
Выбор той или иной меры поощрения осуществляется исходя из ожидаемого воспитательного эффекта на осужденного, а также с учетом определенных условий. Например, не имеет смысла применять поощрение в виде предоставления дополнительного длительного свидания в отношении осужденного, не имеющего близких родственников.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит указание на то, что к положительно характеризующимся осужденным могут быть применены также меры, предусмотренные ч. 2 ст. 78 и ст. 87 УИК РФ. Названные нормы регулируют изменение условий отбывания наказания в пределах исправительного учреждения и путем перевода в исправительное учреждение другого вида либо вида режима.
4 — 5. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что в целях дальнейшего исправления положительно характеризующиеся осужденные могут быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания.
Часть 5 данной статьи устанавливает возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении положительно характеризующихся осужденных.
Меры, указанные в ч. ч. 3 — 5 комментируемой статьи, в полной мере нельзя отнести к поощрениям. Такой вывод можно сделать, анализируя положения ст. 119 УИК РФ, устанавливающей компетенцию должностных лиц исправительного учреждения по применению мер поощрения и взыскания. Согласно этой норме правом применения мер поощрения в полном объеме пользуется начальник исправительного учреждения. Если предположить, например, что перевод из тюрьмы в исправительную колонию (ч. 2 ст. 78 УИК РФ) является мерой поощрения, то почему он применяется судом, а не начальником учреждения?