Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности
Профессионализм
Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весовые аргументы
Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность
Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Уголовные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 353. Трудового кодекса РФ. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.


Комментарии к ст. 353 ТК РФ


1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 — 7 — не приводятся).

См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 — 365 ТК).

3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).

От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Юридическая помощь

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Задайте вопрос юристу по телефону специалистов юридической компании +7 495 142-98-47. Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании. Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью - быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ. Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.